Методика русского языка как наука. Её предмет и задачи. Методологические основы МПРЯ. Педагогические требования к процессу обучения грамоте, страница 19

Структура начального курса такова, что на каждом году обучения во взаимосвязи идет работа над всеми сторонами языка. Такое построение обусловлено необходимостью изучать язык, как целостное явление. Данный подход позволяет весь процесс обучения языку направить на решение глобальной задачи – развитие речи учащихся в широком понимании этого термина.

Раздел программы «Фонетика, грамматика, правописание и развитие речи» в каждом классе представлен 5 подразделами: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь», «Чистописание». Изучение основных тем носит сквозной характер и охватывает все годы обучения. Однако в каждом классе выделяют и ведущие темы.

В 1кл – фонетика и графика, поскольку учащиеся овладевают процессом чтения и письма, формируют каллиграфические умения. Во 2 кл. в центре, по-прежнему остается изучение основ фонетики и графики, т. к. решается задача развития и совершенствования навыков грамотного письма, навыков культурной устной речи. Не менее важное место отводится работе над словом («Звуки  буквы», «Слово»). Во втором классе продолжается работа над предложением как единицей языка и речи, его гл. членами. В 3 кл. в качестве ведущего направления работы выступает изучение морфемного состава слова и частей речи, углубляются и расширяются знания уч-ся о предложении. В 4 кл. на первом плане изучение частей речи.

Работа над развитием связной речи планомерно проводится в течение всех 4 лет и взаимодейств. с изуч-м грамматического и орфографического  материала.

вопрос 36. Методика изучения основ фонетики и графики.

Фонетика изучает звуки речи, их произношение, классификацию, слогоделение, ударение. Фонетика составляет основной материал 1кл., в последующих классах материал углубл., усложняются примеры, закрепл. практ. умения. Основой усвоения графики служат четкие умения в области фонетики. Система правил обозначения звуков составляет предмет графики. Осн. умения школьн.: орфоэпически правильно говорить с использованием средств выразительности; полностью воспринимать звуч. речь, выделять в речевом потоке фонетические слова, в словах - слоги и звуки, понимать воспринятое, выделять непонятное; отчетливо произносить все звуки русского языка, сочетания звуков не только в слове, но и вне слова, различать гласные и согласные, среди последних – зв. и гл., тв. и мяг.; различать слабые и сильные позиции фонем; владеть фонетическим анализом слов, речи; правильно делать ударения в словах, делать фразовые, логические ударения и паузы; свободно     осуществлять     кодовые     переходы     с     устной и мысленной речи на буквенный, графический код,; безошибочно списывать с печатного и письменного текста. Методы, приемы. Изучение фонетики и графики во времени совмещается с обучением грамоте. В этот период уроки, как правило, объединяют звук и его букву,  (фонетика и графика объединяются в одном уроке). В дальнейшем в курсе языка встречаются темы фонетико-графического содержания, связанные с правописани-ем и культурой речи: «Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щ>», «Употребление ъ как знака мягкости предшествующего согласного», «Ь разделительный», «Ударение», «Употребление ъ в середине слова», «Двойные согласные», «Безударные гласные в различных морфемах: корне, приставке, окончании».  Условия успешности изучения:        а)  опора на практическое усвоения языка до изучения теории,б) постоянное сопоставление звукового и буквенного составом единиц языка;в)   установка   на   фиксацию всех расхождений  в  ситуациях звук/буква;г)   проговаривание,   артикуляция,  скандирование,  отработка голоса; д) тренировка слуха, тренировка пишущей руки;е)   образцы   хорошего   произношения   и   каллигр. письма и пр.