Методика русского языка как наука. Её предмет и задачи. Методологические основы МПРЯ. Педагогические требования к процессу обучения грамоте, страница 3

Принцип наглядности реализуется с помощью иллюстраций, схем, с помощью которых отвлеченные понятия становятся понятными. Материал может быть занимательным, игровым, но при этом должен отвечать учебным целям.

Инд. подход к уч-ся проявляется в инд. учете темпа продвижения в учении, изучении особенности суждений и ответов учеников.

Необходимо развивать активность учащихся, прививать любовь к предмету, развивать интерес к чтению, к худ. литературе.

Принцип воспитывающего и развивающего характера обучения требует обсуждения на уроках прочитанного, анализ поступков героев, при этом  формируются соответствующие качества личности.

вопрос 9  Лингвистические особенности методики обучения грамоте.

В современной школе принят звуковой метод обучения грамоте. Дети учатся выделять звуки, анализировать их, синтезировать и на этой основе усваивают весь процесс чтения.

Методика обучения грамоте учитывает особенности звукового строя русского языка, особенности русской графики и орфографии.

Система обучения строится  с учетом всех 4-х сторон фонетической структуры слова: слог. строение, зв. состав, связенность звуков  в слове, акцентно-ритмическая сторона. Система предполагает знак-во со всеми типами слоговых структур. В «Русской азбуке» звуки изучаются по принципу частотности. Изучаемая фонема выделяется из наиболее сильной позиции.

Русское письмо фонемное (каждой фонеме соответствует графема) .

1.  Обучаясь грамоте дети узнают, что гласных букв больше, чем гласных звуков, а согл. звуков больше, чем согл. букв.

2.  Звуки выделяются  из сильных позиций. (уч-ся учатся сопоставлять слабые и сильные позиции фонем, внимание детей привлекается  к смыслоразличительной ф-ции фонем (полка, пилка, палка).

3.  Дети знакомятся с тв. и мягк. согласными, учатся различать их по слуху и обозначать при письме, учатся различать всегда твердые  Ж  Ш  Ц  и всегда мягкие Ч  Щ. Обозначают их соответствующими буквами, усваивают правописание сочетаний жи-ши…

4.  Знакомятся с парными-непарными согласными, звонкими-глухими. (лента букв помогает систематизировать знания)

5.  Усваивают двойное значение йотированных гласных Е Ё Я Ю.

6.  С самого начала дети учатся читать по слогам. Открытые слоги читают, ориентируясь на гласные, слоги со стечением согласных читают с ориентиром на следующий согласный «кто, гром»

7.  Знакомятся с печатными, письменными, заглавными и маленькими буквами, некоторыми знаками препинания  «. , ? !»

8.  Практическим путем усваивают слогоделение при чтении слов с разной слоговой структурой. (стро- и –ли)

вопрос 11.  Звуковой метод обучения грамоте в России. Звуковой аналитико-синтетический метод Ушинского. Развитие этого метода и его последователи.

Наибольшее распространение в получили звуковые синтетические, аналитические и, наконец, аналитико-синтетические методы обучения грамоте.

В 40-е г. 19в. в России был популярен аналитический звуковой метод Золотова. Согласно этому методу, школьники делили предложения на слова. слова на слоги, а слоги разлагали на звуки в (устн. варианте) и на буквы (в письм.)

Однако в этом методе заучивались слоги, начертания слов, сочетания букв, вследствие многократного чтения заучивались предложения. Преобладали зрительные упражнения, не развивался фонематический слух. Синтетический звуковой метод Корфа Н. А. Обучение грамоте начиналось с изучения звуков, затем соответствующих букв. Когда накапливалось некоторое количество звуков и букв, начинались синтетические упражнения: дети сливали звуки в слоги, составляли из букв слоги, слова. Затем усваивались новые звуки… Чтение по этому методу – это называние ряда звуков, обозначенных буквами (побуквенное). Слог не является единицей чтения, отсюда трудности звукослияния. Был близок буквослогательному методу.