Методика русского языка как наука. Её предмет и задачи. Методологические основы МПРЯ. Педагогические требования к процессу обучения грамоте, страница 32

Этапы:

1.  Подготовка к сочинению. Накопление материала: наблюдения, экскурсии, труд.Чаще подготовка начинается за несколько дней. Можно предложить различные упр., где будут встречаться слова, предложения на тему сочинения.

2.  Ход урока. Сообщение темы и обсуждение цели урока. Беседа с целью вызвать активность детей, восстановить факты и их последовательность, создать нужный настрой. Запись слов на доске. Составление отдельных предложений и фрагментов текста. ( в слабых классах допускается устное рассказывание  сочинения и его обсуждение). Самостоятельное письмо уч-ся сочинения (инд. помощь учителя).

3.  Анализ сочинения и работа над ошибками. На проверку 2-4 дня. Выставляются 2 оценки (содержание и грамотность), неудовл. не выставляются. Лучшие сочинения  зачитываются. Нормы оценок за сочинение: «5» - правильно и послед. изложен материал, допуск. 1 речевая ошибка;  «4»- содержание послед-но, верно, 1-2 орф. и реч. ошибки;  «3» -  небольшое отклонение от плана, 3-6 орф. ош., 2-3 реч.; «2»- грубые ошибки, более 6 орф. , 3-х реч.;  «1» - ничего не написал.

Необходим анализ ошибок: раскрытие темы, сост. плана, размер сочинения, лексика, синтаксис, орфография, пунктуация, каллиграфия. Работа над ошибками выполняется сначала коллективно, на основании анализа типичных ошибок, затем самостоятельно. Необходимо поощрять самостоятельное исправление речевых ошибок учащихся.

вопрос  59. Речевые ошибки учащихся в изложениях и сочинениях. Типы ошибок, их причины, способы предупреждения.  (часть 1)

Неречевые: композиционные, логические и искажение фактов.

Речевые ошибки: лексико-стилистические, морфолого-стилистические и синтаксико-стилистические.   Лексико-стилистические  1. Повторение одних и тех же слов. Причины   малый объем внимания учащегося; бедность словаря. 2. Употребление   слова   в   неточном    или   несвойственном   ему значении. Ошибки - следствие невысокого  речевого развития,   бедности словаря. 3.Нарушение общепринятой   (фразеологической)   сочетаемости слов. Причина-  бедность фразеолог. запаса. 4.Употр.    слов    без    учета    их    эмоц.-экспр.   окраски. (непонимание стилистических характеристик слова).5.Употребление   диалектных   и   просторечных   слов   и   сочетаний.    

Общий путь предупреждения - создание хорошей речевой среды, языковой анализ читаемых и пересказываемых текстов, выяснение оттенков значения слов в тексте, роли и целесообразности.

Морфолого-стилистические: неправильное образование форм слов, словоизменение или словообразование. Основные: 1. Детское словотворчество. (необх. инд. разъяснения). 2.   Использование   диалектных   или   просторечных   форм.    3.   Пропуск   морфем,   чаще  суффиксов. Причины:  трудно   произносить   слова   со   скоплением согласных, влияние просторечия. 4. Образование формы   мн. числа   тех   сущ.,    которые    употребляются    только    в    ед. числе

Синтаксико-стилистические: 1.Нарушение   управления,   чаще   всего   предложного. Предупреждаются на основе анализа образцовых текстов и составления словосочетаний определенных типов. 2.Нарушения согласования, чаще - сказуемого с подлежащим  Причины   в  механизме составления. Необходимо перечитывание текста. 3.Неудачный порядок слов в предложении . Причина - ученик не проговорил предложение, прежде чем записать его.        4.Нарушения смысл. связи м/у местоимениями и теми словами,  на  которые они  указывают  или  которые заменяют. 5. Местоименное удвоение подлежащего.  Две причины ученик  начинает  произносить или записывать предложение, не подготовив его до конца  и  влияние  разговорного стиля  6. Употребление глаголов в несоотнесенных временных и видовых  формах    там,    где    следует    употребить    одно    и    то    же    время, один и тот же вид.   Низкое языковое развитие учащихся. Устраняются   на основе смыслового и языкового анализа текста. 7. Неумение находить границы предложений : а) неоправданное деление сложного предложения на простые ; б) неумение делить текст на предложения.