7. Типы рынка. Особенности ценовой политики фирмы на различных типах рынках.
Рынок - обмен товарами и услугами, организованный по законам товарного производства и обращения. Это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношения спроса и предложения.
Р - совокупность сделок, актов купли-продажи товаров и услуг
В рыночной экономике рынок стоит непосредственно между производителями и потребителями, помогает им общаться на языке цен и решать три главных экономических вопроса:
что производить;
как производить;
для кого производить.
В командной системе хозяйства между производителями и потребителями создаются громоздкие необыкновенно дорогостоящие структуры с огромной численностью работников, которые пытаются решать эти три вопроса.
В смешанной экономике между производителем и потребителем стоит рынок с элементами регулирования рыночных отношений.
Товарное производство функционирует в результате действия объективных экономических законов:
закон стоимости;
спроса и предложения;
закон о денежном обращении.
Закон стоимости требует, чтобы обмен товара осуществлялся в соответствии с качеством и количеством труда, затраченного на их производство.
Закон спроса и предложения - это объективный закон, который определяет соотношения между продавцами и покупателями.
Закон денежного обращения регулирует количество денег, которое необходимо обществу в дальнейший исторический период.
Все эти законы способствуют созданию рыночного механизма.
Рыночный механизм - это механизм формирования цен и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей товара.
Существуют 4 типа рынка: 1. рынок совершенной ( чистой ) конкуренции – большое количество продавцов, однородность продукции. Продавцы неспособны влиять на цену товара, барьеры на вход отсутсвуют.
2. рынок монопольной конкуренции – большое количество продавцов, дифференциация продукции. Способность продавцов влиять в определенной степени на цену товара.
3. олигополистический рынок – небольшое количество продавцов ( крупные фирмы, которые контролируют значительную долю рынка, продукция м.б. однородной ( рынок сырья: стали ) и дифференцированной ( авторынок ); цены устанавливаются по принципу лидерства ; препятствия при вхождении на рынок в виде значительных капитальных вложений для создателя производства.
4. Монополия – один крупный производитель, продукция уникальна, полный контроль над ценой, цена завышена, продавец манипулирует ценами для собственной выгоды и в ущерб обществу в целом. Своей способностью регулировать V предложения монополисты могут искусно ограничивать V продукции и тем самым получать за нее более высокую цену Þ устойчивое предложение. Вход ограничен, нужны большие капитальные вложения. Монополия порождает нерациональное распределение экономических ресурсов.
Монопольная власть – возможность влиять на цены.
Монопсония – рынок, на котором выступает 1 покупатель товара, диктует цену и условия продажи ( государство на рынке вооружения выступает как единый покупатель ). В США правительство пыталось установить контроль за монополистами двумя способами: 1. В отношении к естественной монополии, т.е. тех отраслей, где технологические и экономические условия исключают возможность существования конкурентноспособного рынка. Правительство образовало гос комиссии для регулирования цен и установило стандарты на предоставление услуг ( транспорт, связь, производство и снабжение электроэнергией и другими продуктами общего пользования ).
2. на подавляющем большинстве рынков эффективное производство м.б. обеспечено при высокой степени развития конкуренции ® федеральное правительство провело ряд антимонопольных, антитрестовых законов. Закон Шермана 1890 с целью защиты конкуренции в качестве эффективного регулятора поведения бизнеса.
Естественная монополия – отрасль, в которой экономия, обусловленая ростом масштабов производства, столь велика, что продукт м.б. произведен одной фирмой при более низких средних издержках, чем если бы его производством занимались несколько фирм ( находящихся в собственности государства или под контролем
Закон Шермана: запрещение монополий, договоров разного рода объединений, сговоров, направленых на ограничение торговли между штабами или внешней торговли.
В России: закон о конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарном рынке. Закон отражает организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции и направление на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарного рынка. Антимонопольное законодательство РФ состоит из Конституции РФ, настоящего закона, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента РФ, постановления, и распоряжения Правительства РФ.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.