Ответы на вопросы № 7-59 государственного экзамена по экономике предприятия (Особенности ценовой политики фирмы на различных типах рынках. Методы управления предприятием)

Страницы работы

Содержание работы

7. Типы  рынка. Особенности ценовой  политики  фирмы  на различных  типах  рынках.

Рынок - обмен товарами и услугами, организованный по законам товарного производства и обращения. Это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношения спроса и предложения.

Р - совокупность сделок, актов купли-продажи товаров и услуг

В рыночной экономике рынок стоит непосредственно между производителями и потребителями, помогает им общаться на языке цен и решать три главных экономических вопроса:

что производить;

как производить;

для кого производить.

В командной системе хозяйства между производителями и потребителями создаются громоздкие необыкновенно дорогостоящие структуры с огромной численностью работников, которые пытаются решать эти три вопроса.

В смешанной экономике между производителем и потребителем стоит рынок с элементами регулирования рыночных отношений.

Товарное производство функционирует в результате действия объективных экономических законов:

закон стоимости;

спроса и предложения;

закон о денежном обращении.

Закон стоимости требует, чтобы обмен товара осуществлялся в соответствии с качеством и количеством труда, затраченного на их производство.

Закон спроса и предложения - это объективный закон, который определяет соотношения между продавцами и покупателями.

Закон денежного обращения регулирует количество денег, которое необходимо обществу в дальнейший исторический период.

Все эти законы способствуют созданию рыночного механизма.

Рыночный механизм - это механизм формирования цен и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей товара.

Существуют 4 типа рынка: 1. рынок совершенной ( чистой ) конкуренции – большое количество продавцов, однородность продукции. Продавцы неспособны влиять на цену товара, барьеры на вход отсутсвуют.

2.   рынок монопольной конкуренции – большое количество продавцов, дифференциация продукции. Способность продавцов влиять в определенной степени на цену товара.

3.   олигополистический рынок – небольшое количество продавцов ( крупные фирмы, которые контролируют значительную долю рынка, продукция м.б. однородной ( рынок сырья: стали ) и дифференцированной ( авторынок ); цены устанавливаются по принципу лидерства ; препятствия при вхождении на рынок в виде значительных капитальных вложений для создателя производства.

4.   Монополия – один крупный производитель, продукция уникальна, полный контроль над ценой, цена завышена, продавец манипулирует ценами для собственной выгоды и в ущерб обществу в целом. Своей способностью регулировать V предложения монополисты могут искусно ограничивать  V  продукции и тем самым получать за нее более высокую цену   Þ устойчивое предложение. Вход ограничен, нужны большие капитальные вложения. Монополия порождает нерациональное распределение   экономических ресурсов.

Монопольная власть – возможность влиять на цены.

Монопсония – рынок, на котором выступает 1 покупатель товара,  диктует цену и условия продажи ( государство на  рынке вооружения выступает как  единый покупатель ). В США правительство пыталось установить контроль за монополистами двумя способами: 1. В отношении к естественной монополии, т.е. тех отраслей, где технологические и экономические условия исключают возможность существования конкурентноспособного рынка.  Правительство образовало гос комиссии для регулирования цен и установило стандарты на предоставление услуг ( транспорт, связь, производство и снабжение электроэнергией и другими продуктами общего пользования ).

2.   на подавляющем большинстве рынков эффективное производство м.б. обеспечено при высокой степени развития конкуренции ® федеральное правительство провело ряд антимонопольных, антитрестовых законов. Закон Шермана 1890 с целью защиты конкуренции в качестве эффективного регулятора поведения бизнеса.

Естественная монополия – отрасль, в которой экономия, обусловленая ростом масштабов производства, столь велика, что продукт м.б. произведен одной фирмой при более низких средних издержках, чем если бы его производством занимались несколько фирм ( находящихся в собственности государства или под контролем

Закон Шермана: запрещение монополий, договоров разного рода объединений, сговоров, направленых на ограничение торговли между штабами или внешней торговли.

В России: закон о конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарном рынке. Закон отражает организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции и направление на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарного рынка. Антимонопольное законодательство РФ состоит из Конституции РФ, настоящего закона, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента РФ, постановления, и распоряжения Правительства РФ.

Похожие материалы

Информация о работе