Ответы на вопросы № 7-59 государственного экзамена по экономике предприятия (Особенности ценовой политики фирмы на различных типах рынках. Методы управления предприятием)

Страницы работы

30 страниц (Word-файл)

Содержание работы

7. Типы  рынка. Особенности ценовой  политики  фирмы  на различных  типах  рынках.

Рынок - обмен товарами и услугами, организованный по законам товарного производства и обращения. Это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношения спроса и предложения.

Р - совокупность сделок, актов купли-продажи товаров и услуг

В рыночной экономике рынок стоит непосредственно между производителями и потребителями, помогает им общаться на языке цен и решать три главных экономических вопроса:

что производить;

как производить;

для кого производить.

В командной системе хозяйства между производителями и потребителями создаются громоздкие необыкновенно дорогостоящие структуры с огромной численностью работников, которые пытаются решать эти три вопроса.

В смешанной экономике между производителем и потребителем стоит рынок с элементами регулирования рыночных отношений.

Товарное производство функционирует в результате действия объективных экономических законов:

закон стоимости;

спроса и предложения;

закон о денежном обращении.

Закон стоимости требует, чтобы обмен товара осуществлялся в соответствии с качеством и количеством труда, затраченного на их производство.

Закон спроса и предложения - это объективный закон, который определяет соотношения между продавцами и покупателями.

Закон денежного обращения регулирует количество денег, которое необходимо обществу в дальнейший исторический период.

Все эти законы способствуют созданию рыночного механизма.

Рыночный механизм - это механизм формирования цен и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей товара.

Существуют 4 типа рынка: 1. рынок совершенной ( чистой ) конкуренции – большое количество продавцов, однородность продукции. Продавцы неспособны влиять на цену товара, барьеры на вход отсутсвуют.

2.   рынок монопольной конкуренции – большое количество продавцов, дифференциация продукции. Способность продавцов влиять в определенной степени на цену товара.

3.   олигополистический рынок – небольшое количество продавцов ( крупные фирмы, которые контролируют значительную долю рынка, продукция м.б. однородной ( рынок сырья: стали ) и дифференцированной ( авторынок ); цены устанавливаются по принципу лидерства ; препятствия при вхождении на рынок в виде значительных капитальных вложений для создателя производства.

4.   Монополия – один крупный производитель, продукция уникальна, полный контроль над ценой, цена завышена, продавец манипулирует ценами для собственной выгоды и в ущерб обществу в целом. Своей способностью регулировать V предложения монополисты могут искусно ограничивать  V  продукции и тем самым получать за нее более высокую цену   Þ устойчивое предложение. Вход ограничен, нужны большие капитальные вложения. Монополия порождает нерациональное распределение   экономических ресурсов.

Монопольная власть – возможность влиять на цены.

Монопсония – рынок, на котором выступает 1 покупатель товара,  диктует цену и условия продажи ( государство на  рынке вооружения выступает как  единый покупатель ). В США правительство пыталось установить контроль за монополистами двумя способами: 1. В отношении к естественной монополии, т.е. тех отраслей, где технологические и экономические условия исключают возможность существования конкурентноспособного рынка.  Правительство образовало гос комиссии для регулирования цен и установило стандарты на предоставление услуг ( транспорт, связь, производство и снабжение электроэнергией и другими продуктами общего пользования ).

2.   на подавляющем большинстве рынков эффективное производство м.б. обеспечено при высокой степени развития конкуренции ® федеральное правительство провело ряд антимонопольных, антитрестовых законов. Закон Шермана 1890 с целью защиты конкуренции в качестве эффективного регулятора поведения бизнеса.

Естественная монополия – отрасль, в которой экономия, обусловленая ростом масштабов производства, столь велика, что продукт м.б. произведен одной фирмой при более низких средних издержках, чем если бы его производством занимались несколько фирм ( находящихся в собственности государства или под контролем

Закон Шермана: запрещение монополий, договоров разного рода объединений, сговоров, направленых на ограничение торговли между штабами или внешней торговли.

В России: закон о конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарном рынке. Закон отражает организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции и направление на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарного рынка. Антимонопольное законодательство РФ состоит из Конституции РФ, настоящего закона, издаваемых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента РФ, постановления, и распоряжения Правительства РФ.

Похожие материалы

Информация о работе