Организация заработной платы на железнодорожном транспорте, формы и системы оплаты труда, страница 30

Станция осуществляет свою деятельность на основе планов: суточного, который разрабатывается управлением дороги и передается на станцию за три часа до начала планируемых суток, и плана поездообразования (разрабатывается маневровым диспетчером). Важнейшими показателями работы станции являются: объем работ в тыс. отправленных вагонов, эксплуатационные расходы, которые в 2004 году составили 19481 тыс. р. (114% к отчету 2003 года). Несмотря на увеличение расходов станция Мариинск имеет прибыль, которая отражается в отдельном балансе, представленном в финансовую службу. Источниками образования прибыли, которая в 2004 году составила 68 тыс. р., являются доходы, полученные станцией от подсобно вспомогательной деятельности (127 тыс. р. за счет оказания услуг погрузо-разгрузочным участком). Часть получаемой прибыли от ПВД станция использует на выплату заработной платы и приравненных к ней платежей.

Организация заработной платы на Федеральном железнодорожном транспорте не может производиться и осуществляться независимо от общей экономической, социальной политики и проводимых в стране реформ.

В настоящее время необходимость изменения курса реформ диктуется как раз ситуацией в сфере доходов трудящихся. Все более объективно создаются условия для перехода к политике равного роста доходов над ростом цен.

С момента введения новых условий оплаты труда (1985 – 1987 годы) произошли существенные изменения в работе железнодорожного транспорта, а также в организации заработной платы. От государственного централизованного регулирования железной дороги с 1992 года перешли на коллективно – договорную форму управления заработной платой. В отрасли произошло становление социального партнерства на основе заключения с профсоюзом Отраслевого тарифного соглашения и коллективных договоров на уровне железных дорог, отделений дорог и предприятий.

Регулируемая в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением индексация заработной платы в значительной степени смягчила для железнодорожников последствия либерализации цен и высокой инфляции. Несмотря на это, реальные доходы от железнодорожников с момента либерализации цен снизились почти в двое (тарифные ставки о оклады были проиндексированы и увеличились на 55% к уровню роста цен на потребительском рынке).

В отрасли создалась ситуация, когда снижение объемов работ производительности труда оказались адекватными реальному снижению доходов (заработной платы) железнодорожников. Осознание этого состояния в определенной мере поддерживало социальную стабильность в трудовых коллективах отрасли.

Таким образом, если при введении в 1985 – 1987 годах новых условий оплаты труда главная установка была освоить за счет интенсификации повышения производительности труда и роста заработной платы, возрастающие объемы перевозок, то на данном этапе условия работы и получаемая заработная плата ориентирует работников на минимизацию трудовых усилий. В этом принципиальное отличие условий, в которых начиналась реформа оплаты труда, призванная возвратить заработной плате ее основные функции и задействовать ее как важный фактор ускорения становления рыночных отношений в экономике железнодорожного транспорта.

В ходе коллективно – договорного процесса, реализуя законодательную самостоятельность в определении уровней оплаты, все более усиливаются тенденции неоправданной дифференциации заработной платы по железным дорогам, отделениям дорог, предприятиям и категориям персонала вне связи с объемами работ, производительностью труда и эффективностью их экономической деятельности. На железных дорогах предприняты меры по изменению отраслевых тарифных соотношений в оплате основных профессиональных групп работников и категориям персонала. Одним из важнейших механизмов регулирования оплаты труда становится трудовой договор (контракт), в котором отражается обязанности работодателя по выплате наемному работнику заработной платы в виде конкретных размеров тарифной ставки или должностного оклада с учетом специальности, квалификации или должности, доплаты надбавки и поощрительные выплаты. В трудовом договоре (контракте) оговариваются также особенности оплаты отдельных категорий работников, труд которых имеет ярко выраженный индивидуальный характер.