Организация заработной платы на железнодорожном транспорте, формы и системы оплаты труда, страница 21

где ΣV – общий объм работы, отправлено вагонов;

ΣЧ – общая численность работников, чел.

Данные для расчета производительности труда содержатся в отчетах: 1Т (ЦТО - 1) – численность работников, фонд заработной платы и средняя заработная плата без учета и с учетом выплат из фонда материального поощрения (в целом по отделению дороги, видам работ основной деятельности дороги, отраслям хозяйства, линейным предприятиям, категориям персонала и основным группам рабочих); отчет о выполнении норм выработки и заработной платы работников отдельных профессий (4Т, 5Т (ТТО4, ВТО4, ДТО4; ПТО4, ПТО5)); кроме того из других форм отчетности привлекают данные об объемных показателях, используемых для определения уровня производительности труда по видам работ основной деятельности и группам работников.

Показатель производительности труда может быть среднечасовым, который характеризует среднюю выработку одного рабочего за время чистой работы и определяется путем деления объема продукции на число отработанных человеко-часов, среднедневной – производительность труда в один отработанный человеко-день с учетом сверхурочного и неотработанного времени из-за простоя и других причин, и годовой учитывающий наличие всех неотработанных человеко-дней по причинам очередных отпусков, болезни, прогулов, целодневных простоев, выполнения общественных и государственных обязанностей и т.д.

Для определения производительности труда применяют показатели: натуральный, условно-натуральный, стоимостной и трудо -часовой.

Натуральный показатель основан на учете физического объема продукции и используется для характеристики производительности труда отдельных рабочих их выработки. Поскольку предприятия вырабатывают, как правило, несколько видов продукции, это метод применяют редко.

Наиболее распространенным показателем, в частности используемым на станции Мариинск, является условно – натуральный, когда производительность труда определяется количеством приведенной продукции, приходящейся на одного работника.

Стоимостной показатель производительности труда – сумма доходов от реализации продукции, приходящейся на одного работника.

При анализе производительности труда в линейных предприятиях необходимо учитывать особенности характера работ, выполняемых предприятием, и самого расчета средней производительности труда.

На станции Мариинск производительность труда определяется количеством вагонов (по отправлению, по погрузке и выгрузке) приходящихся на одного работника эксплуатационного штата в год.

Для реализации своей основной задачи – работы, связанной с приемом и отправлением поездов по Транс Сибирской магистрали – станция Мариинск располагает контингентом и выполняет работы, объем которых приведен в таблице 3.1.1.

Производительность труда на станции Мариинск по отправлению вагонов в 2003 году, в связи с перевыполнением запланированного объема работ и увеличения численности работников составила 109% от плана.

По сравнению с уровнем 2002 года производительность по отправлению, погрузке и выгрузке увеличилась в среднем на 7%.

В 2004 году наблюдается рост объема работ и снижение численности, как по отправлению, так и по погрузке выгрузке, что обуславливает повышение производительности труда, которая составила: по отправлению 101%, по погрузке и выгрузке 108% от плана; 118% и 129 от показателей 2003 года.

Влияние факторов на производительность труда можно установить способом цепной подстановки:

Ппл=Vпл/Чпл,                                           (3.2)

Ппл= Vф/Чпл,                                           (3.3)

Пф= Vф/Чпл,                                            (3.4)

∆Побщфпл,                                      (3.5)

в том числе

∆Пvфпл,                                           (3.6)

где П – производительность труда, ваг./чел.;

V – объем работ, тыс. вагонов;

Ч – численность работников, чел.

Расчет производительности труда по отправлению вагонов:

Ппл=1266/169=7491 ваг./чел.;

Пф=1276/169=7550 ваг./чел.;

∆Пф=1276/169=7550 ваг./чел.;