Организация заработной платы на железнодорожном транспорте, формы и системы оплаты труда, страница 26

Показатель

Движение

Грузовое хозяйство

Итого

2003 год

2004 год

Проц. к 2003 году

2003 год

2004 год

Проц. к 2003 году

2003 год

2004 год

Проц. к 2003 году

Проц. общ. числ-ти

33,5

38,5

115

-

-

-

23,9

27,7

116

Служащие

Ср./спис. Числ-ть

32

32

100

5

5

100

37

37

100

Проц. общ. числ-ти

16,8

18,9

113

6,5

7,6

117

13,8

15,7

114

Рабочие

Ср./спис. Числ-ть

84

63

75

71

60

85

115

123

79

Проц. общ. числ-ти

44

37,3

85

92,2

91

99

57,8

52,3

91

Итого

Ср./спис. Числ-ть

191

169

89

77

66

86

268

235

88

Контингент по сравнению с 2003 годом уменьшен по хозяйству перевозок на 22 человека за счет выполнения мероприятий по сокращению численности, 11 человек в связи с сокращением штата работников ПКО (пункт коммерческого осмотра). Средне списочная численность руководителей по движению сократилась на 18%, рабочих на 25% и составила в 2004 году 9 и 63 человека соответственно. В целом по предприятию средне списочная численность уменьшилась по сравнению с 2003 годом на 12%, из них по движению на 11% и по грузовому хозяйству на 14%. Рабочие станции тарифицируются с 1 по 8 разряды соответственно условиям выполняемых работ согласно единой тарифной сетке и в пределах разрядного диапазона. Так приемосдатчики имеют 6 разряд, составители поездов – 7 разряд, кроме того, квалифицированный уровень работников во многом зависит от их возраста, стажа работы, образования и т.д.

Служащим присваивается с 3 по 7 разряды, руководителям – с 10 по 15, а специалистам – с 8 по 11, так инженер по эксплуатации имеет 11 разряд; большая часть из них имеет высшее или среднетехническое образование и занимают соответствующие должности. Например, дежурный по станции – специалист с высшим специальным техническим образованием со стажем работы 15 лет имеет 11 разряд. Кроме того, служащие и руководители периодически посылаются на курсы повышения квалификации, по окончании которых сдают экзамены на повышенный разряд.

Структура контингента станции по категориям работников представлена на рисунке 3.3.1.

Излишний оборот характеризует текучесть рабочей силы – увольнение работников по собственному желанию, за нарушение правил внутреннего распорядка, по несоответствию квалификации и т.д.

Сводными показателями движения рабочей силы на предприятиях и, в частности, на станции, является: коэффициент оборота по приему и выбытию, коэффициент постоянства персонала предприятия, коэффициент текучести, который показывает интенсивность движения рабочей силы, не вызванную потребностями производства и не предусмотренную планом. Данные показатели определяются отношением соответственно количества принятого, уволившегося персонала, проработавшего год и количества уволившихся по собственному желанию и за нарушение трудовой дисциплины к среднесписочному числу работников.


Рисунок 3.3.1 – Структура контингента станции Мариинск по категориям работников за 2004 год