Организация заработной платы на железнодорожном транспорте, формы и системы оплаты труда, страница 14

В области форм и систем оплаты на предприятиях отрасли, прежде всего необходимо провести работу по наведению порядка по всем видам нормирования труда (нормами времени, выработки, обслуживания, нормами расходования материальных ресурсов, использования оборудования, ритмичности работы и т.д.). Без возрождения высокого уровня нормирования труда, ранее свойственного железной дороге, невозможно повысить эффективность применяемых систем оплат труда, при которых поощрение, а не механическая добавка к заработной плате.

В связи с тем, что формы и системы оплаты труда предопределяются конкретными условиями производства, их разработка в соответствии с законодательством отнесена к компетенции предприятий, которые регулируют их применение через коллективные договора. Функции Министерства путей сообщения, как государственного органа управления отраслью, в этой части имеют определенные границы. Они сводятся к разработке в рекомендательном порядке многовариантных моделей стимулирования труда, различных способов начисления и распределения коллективного заработка, как на тарифной основе, так и без нее, а так же систем, ориентирующих трудовые коллективы на усиление стимулирования других различных сторон производственной деятельности, ресурсосбережение, повышение квалификационного уровня работающих, обеспечивающих снижение издержек производства и рост его эффективности.

2.4  Начисление оплаты труда

При оплате труда рабочих могут применяться тарифные ставки, оклады, а также бестарифная система, если предприятие, учреждение, организация сочтут такую систему наиболее целесообразной (Часть 1 ст.80 КЗОТ).

Вид системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премии, иные поощрительные  выплаты, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями персонала  предприятия, учреждения, организации определяют самостоятельно и фиксируют их в коллективных договорах, иных локальных нормативных актах (в ред. Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. №3543 – 1 – Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992 года, №41, ст.2254).

Оплата труда работников основной деятельности железных дорог предусматривает единые принципы материального обеспечения работников отрасли на основе Отраслевой тарифной сетки и состоит из тарифных ставок (окладов), а также доплат, надбавок и других выплат стимулирующего характера, предусмотренных действующим законодательством.

Размер минимальной заработной платы является государственной социальной гарантией, который устанавливается с учетом минимального потребления бюджета. До настоящего времени устанавливаемый в законодательном порядке минимум зарплаты не имеет под собой строгого обоснованного научного фундамента и определяется вне всякой связи с научно обоснованным минимальным потребительским бюджетом.

К размеру минимальной заработной платы приравнивается тарифная ставка рабочего первого разряда для оплаты простого труда, которая служит основанием тарифной системы. Несмотря на систематическую индексацию, минимальный размер оплаты труда на предприятиях железнодорожного транспорта, устанавливаемый централизованно на основе Отраслевого тарифного соглашения, хотя и выше чем в целом по стране, но также не достигает прожиточного минимума, составляет в зависимости от региона 40-60 % его размера.

Поэтому преодоление обесценивания рабочей силы должно стать главной задачей поэтапного реформирования заработной платы на железнодорожном транспорте. При определении минимального уровня оплаты важно определить методическую основу, на которой устанавливается минимальный размер оплаты труда в отрасли.

До 1 июля 2000 года минимальный размер оплаты труда составлял 83,49 рублей (Федеральный закон от 9 января 1997 года №6 – ФЗ О повышении минимального размера оплаты труда). С 01.07.2000 года на основании Федерального закона от 19.06.2000 года минимальный размер оплаты труда составлял 132 рубля. С 01.01.2001 года минимальный размер оплаты труда – 200 рублей в месяц, а с 01.07.2001 года в сумме 300 рублей.