Организация заработной платы на железнодорожном транспорте, формы и системы оплаты труда, страница 29

Абсолютное отклонение фактической величины фонда заработной платы от плановой по эксплуатационной работе на станции Мариинск в 2003 году составило 556 тыс. р. Перерасход произошел за счет: индексации заработной платы на 10%  с января; с мая на 5%; с 1 июля на 5%; с 1 августа на 11% и с 1 декабря 2004 года в размере 3,1% в результате этих мер оплаты труда возрос на 984 тыс. рублей.

За 12 месяцев 2004 года возрос процент премии к тарифу на 0,7 процента, что привлекло за собой рост фонда оплаты труда на 24 тыс. рублей.

Наряду с анализом фонда оплаты труда следует также установить соответствие между темпами роста средней заработной платы и производительности труда. Как уже отмечалось, для улучшения экономических показателей и эффективности работы станции нужно, чтобы темпы роста производительности труда отражали темпы роста его оплаты.

Изменение среднего заработка работающих за тот или иной отрезок времени (год, месяц, день, час) характеризуется его индексом (IЗП), который определяется отношением средней зарплаты за отчетный период к средней зарплате в базисном периоде. Аналогичным образом рассчитывается индекс производительности труда (IП):

IЗП=СЗф/СЗпл;                                        (3.15)

IП=Пф/Ппл.                                             (3.16)

Рассчитаем указанные индексы по основному виду деятельности (отправлению):

IЗП=4264/4046=1,05

IП=7550/7491=1,01

Приведенные данные показывают, что в анализируемой станции в 2004 году темпы роста оплаты по отправлению опережают темпы роста оплаты труда. Коэффициент опережения (Коп) равен:

Коп= IЗП/IП;                                             (3.17)

Коп=1,05/1,01=1,04.

Для определения суммы экономии (-Э) или перерасхода (+Э) фонд заработной платы в связи с изменениями соотношений между темпами оплаты и производительности труда использовать следующую формулу:

Э = ФЗПф х ((IЗП-IП)/ IЗП)                       (3.18)

Э = 11772 х ((1,05-1,01)/1,05) = +445 тыс. р.

На станции Мариинск более высокие темпы роста оплаты труда по сравнению с темпами роста производительности по отправлению явились причиной перерасхода фонда заработной платы на сумму 445 тыс. р.

В качестве необходимых мер по организации и оплаты труда намечено следующее:

-  регулирование заработной платы, прежде всего на основе отраслевого тарифного соглашения, внедрение нормативного метода образования средств на оплату труда, совершенствование тарифной системы и улучшение нормирования труда;

-  повышение эффективности системы оплаты труда за счет более тесной увязки размеров вознаграждения работников с их трудовым вкладом, устранение элементов уравниловки, усиление материальной ответственности за недостатки и упущения в работу;

-  усиление стимулирующей роли всех составляющих заработной платы за счет соблюдения рационального соотношения тарифной и над тарифной части;

-  сближение заработной платы низкооплачиваемых работников со стоимостью потребительской корзины по регионам.

Заключение

Заработная плата является главным источником повышения благосостояния работников, основным средством побуждения членов общества к высокопроизводительному и качественному труду. политика заработной платы неотъемлемый элемент социально – экономической политики государства.

Станция Мариинск является обособленным структурным подразделением Красноярской железной дороги, относящейся к Федеральной собственности. Основной деятельностью является выполнение поездной работы в соответствии с планом и заданиями дороги по простою вагонов, погрузке, выгрузке грузов, отправлению вагонов.

Для организации деятельности станции железная дорога наделяет ее частью федерального имущества, которое закреплено за дорогой на праве хозяйственного ведения. Имущество числится на балансе Красноярской железной дороги. Стоимость основных средств на станции Мариинск в 2001 году составляла 7869 тысяч рублей.