Психология как наука. Современные представления о психики. Предмет психологии, страница 9

5)Каждое действие имеет также свое строение. Оно зависит от того, в каких условиях задана цель действия. В зависимости от этих условий одна и та же цель действия может быть достигнута с помощью разных способов. Эти способы, отвечающие конкретным условиям называются операциями.

Цель задания в конкретных условиях называется задачей. Таким образом одна и та же задача может быть решена разными способами. в)Соотношение внешней и внутренней деятельности.

Филологов интересовал вопрос, откуда берется внутренняя психическая деятельность. В соответствии с материалистическими представлениями внутренняя психологическая деятельность происходит из внешней деятельности.

Внешняя психическая функция имеет в начале материальную форму, т.е. представляет собой практические действия с материальным объектом (арифметический счет осуществляется ребенком с математическими палочками. При этом эти действия являются социализированными, т.к. направляются взрослыми ).

Для того, чтобы эти практические социализированные действия превратились во внутренне индивидуальные действия, необходимо выполнение некоторых условий:

Психические действия по Льву Семеновичу Выбодскому так же как практические действия имеют орудийный характер. В качестве таких орудий психической деятельности у человека выступают символы, знаки, т.е. слова. Отсюда необходимо в первую очередь освоить эти средства, чтобы можно было перейти к внутренним. Но ни один ребенок не может сделать этого самостоятельно. Поэтому это достигается благодаря обучению со стороны других людей. Это обучение является вторым условием.

Процесс обращения внешних практических во внутренние практические действия называют интериоризацией.

Существует так же и обратный процесс превращения результатов внутренней психической деятельности в материальные продукты. Он называется экстериоризацией. (архитектор построил в уме проект дома, а потом люди возвели его)

Экстериоризация выражается в выполнении практических действий по реализации задуманного. Одновременно это является способом проверки адекватности построенного психического образа.

Если практические действия приводят к желаемому, то психический образ адекватный, а если нет, то неадекватный. (практика-кретерий-истина) –формула.

г)Управление деятельностью.

Исследования отечественных физиологов Анохина Петра Кузьмича и Н.А. Бернштейн показали, что процесс управления действиями у человека осуществляется по принципу обратной связи.

В соответствии с их представлениями управление начинается с построения образа цели, ради достижения которой создается программа действий. Выполнение ее дает конкретный результат. Этот результат воспринимается с помощью органов чувств и соотносится с намеченной целью. Если результат и намеченная цель совпадают, то деятельность прекращается, а если нет, то в программу действий вносится коррекция и действия повторяются вновь. Цикл повторения выполняется до достижения результата. (жарка котлет – смотрим пока не будет готово)

д)Навык.

Действия, которые выполняются человеком, могут быть освоены им по разному. Путем повторения происходит совершенствование деятельности. Многократное повторение действий с целью познания, называют упражнением. В результате чего действие превращается в навык.

Навык формируется в 4 этапа:

1)  – подготовительный – на нем люди знакомятся с целью действия, условиями выполнения действия. У него создается мотивация на усвоенные действия.

2)  – аналитический – на нем осуществляется раздельное выполнение отдельных элементов действия. Если речь идет о двигательном действии, то человек выполняет лишние движения. Присутствует много пробующих движений. Здесь действия выполняются медленно, неточно.

3)  – синтетический – т.е. отдельные элементы начинают выполняться слитно. У людей вырабатывается ритм и  темп построения действий, устраняются лишние движения. Но при выполнении действия человек ориентируется либо на точность, либо на скорость выполнения. Одновременно – сложно.