Психология как наука. Современные представления о психики. Предмет психологии, страница 54

Гештальтпсихологи собрали большое количество экспериментальных данных, из которых следовало, что целостность восприятия определяется особенностями воспринимаемой структуры объекта. Элементы, входящие в поле восприятия объединяются в структуру, в зависимости от таких отношений как близость, сходство, симметричность. Они открыли закон разделения зрительного поля на фигуру и фон. Они считали перцептивные процессы врожденными.

Они полагали, что между внешними объектами, мозговыми процессами и феноменальным психическим полем существует отношение подобия (изоморфизма). Они объясняли целостность восприятия структурообразующими процессами, протекающими в мозге и имеющими электрохимическую природу. Они как и структуралисты изучали восприятие изолированно от его регулирующей функции. Они считали, что прошлый опыт не может изменить восприятие объекта, если объект образует «хорошую фигуру». Гештальтпсихологи поставили важные проблемы восприятия: природоцелостность восприятия, физиологические механизмы восприятия, но не смогли их решить.

Г)Экологическая теория восприятия Гибсона.

Он понимает восприятие как процесс добывания информации о среде, в результате чего неопределенность положения организма в ней уменьшается. Он, как и гештальтпсихологи, выступал против ассоциативной психологии. Считал, что одиночные раздражители не могут нести  никакой информации об объектах мира и поэтому никакого интереса не представляют. Информацию о внешнем мире содержит только организованная система раздражителей. Гибсон считал восприятие активным процессом. Необходимость активности вытекает из того, что между объектами внешнего мира и их восприятием изначально нет изоморфизма (подобия). Информацию из среды нужно добывать. Решающую роль при этом играют активные движения организма и органов чувств.

Большое значение в теории Гибсона придавалось тому, что должно быть выделено в потоке внешней стимуляции для того, чтобы организм лучшим образом ориентировался в окружающей среде, но был слабо разработан вопрос о механизмах восприятия и развития восприятия.

Д)Теория бессознательных умозаключений Гельмгольца.

По Гельмгольцу, восприятие внешних объектов относится к представлениям, поэтому они сами могут быть лишь результатом психической деятельности. О наличии психической деятельности свидетельствует опыт восприятия в необычных условиях (раздражение внешнего угла глаза вызывает ощущение света со стороны переносицы). В этих случаях возникает представление об объектах – иллюзия органов чувств. Подобные иллюзии являются результатом интерпретации содержания ощущений.

Психическая деятельность, заканчивающаяся выводом, что перед нами в определенном месте находится определенный объект с определенными свойствами, является неосознанной. Такой вывод совпадает с умозаключением, так как по результатам действия на органы чувств мы создаем представление о его причине.

Поскольку эти умозаключения бессознательны, от них нельзя избавиться даже если узнать механизм их возникновения. Связь между чувственными ощущениями и представлениями об объекте основана на опыте, то есть на психической деятельности. На роль опыта в восприятии, по Гельмгольцу, существует две точки зрения:

1-эмперическая теория – отводит опыту максимальную роль в восприятии.

2-нативистская теория – предполагает существование системы врожденных, не основывающихся на опыте, образов. Это представления о пространстве (движение в пространстве).

В споре между этими двумя точками зрения он склонен различать три вида образа:

1-образы в представлении – образы, отвлеченные от текущих чувственных впечатлений, образы воспринятых ранее объектов и сохраненных в памяти.

2-перцептивные образы – образы восприятия, сопровождающиеся чувственными впечатлениями. В них присутствует то, что сейчас актуально воспринимается и то, что воспринимается из памяти (пример с комнатой, когда наступает темнота).

3-первичный образ – совокупность впечатлений, формирующихся без влияния прошлого опыта человека и не содержащего ничего, что есть в чувственных впечатлениях.