Сюда относится: а) индуктивный метод, который предполагает вывод от частного к общему;
б) дедуктивный метод, который предполагает вывод от общего к частному;
в) метод аналогии, который предполагает вывод от частного к частному. (ручка – пишет- есть паста, следовательно в другой ручке, которая пишет тоже есть паста).
НАБЛЮДЕНИЕ – метод научного познания, который состоит в целенаправленном, систематическом и планомерном наблюдении и фиксации поведения изучаемого объекта в естественных условиях его существования.
Наблюдение начинается с определения цели наблюдения, т.е. с определения, ради чего я буду наблюдать. Затем определяется объект и предмет наблюдения. Объектом могут быть отдельный испытуемый или группа. Предметом являются особенности вербального и невербального наблюдения.
Для того, чтобы наблюдение было эффективным, оно должно быть систематическим и планомерным. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным, когда для наблюдения и фиксации результатов используются технические средства.
Важнейшей проблемой является сохранение естественности условий жизнедеятельности испытуемых. Известно, что люди меняют свое поведение, когда знают, что за ними наблюдают.
Наблюдение может быть открытым. В этом случае испытуемые знают, что за ними наблюдают. Они привыкают к наблюдающему и начинают вести себя естественно, если психолог не провоцирует к себе обращения.
Наблюдение может быть скрытным. Оно необходимо при изучении таких групп, как банды, воинские подразделения, подростковые группировки и так далее. При наблюдении других групп такой подход порождает этические разногласия.
Различают разновидность наблюдения, которые называются включенными. В этом случае психолог включается в группу в качестве ее члена.
Трудовой метод наблюдения – самонаблюдение психолога, выполняющего какую-либо трудовую деятельность, специально для этого освоенную (пробует себя на работе продавцом и наблюдает за собой). Основной недостаток этого метода – субъективизм, то есть результаты зависят от: - опыта;
- интуиции;
- квалификации наблюдателя.
Субъективизм преодолевается использованием группы наблюдателей.
Недостаток – нередко исключается возможность повторного наблюдения.
Недостаток – путем наблюдения невозможно установить причинно-следственные связи из-за действия большого числа разнообразных факторов.
ЭКСПЕРИМЕНТ – позволяет преодолеть недостатки наблюдения, как метода. Если в наблюдении исследователь остается пассивным (не вмешивается в изучаемое явление), то в эксперименте он активен и оказывает специальное экспериментальное воздействие на изучаемое явление, чтобы выявить причинную связь между воздействием и его следствием.
В эксперименте, таким образом, выделяют 2 направления:
1.- Независимая переменная, которую экспериментатор изменяет.
2.-Зависимая переменная, которая изменяется вследствие независимой переменной.
Таким образом, изменение независимой переменной выступает, как причина, а изменение зависимой переменной – как следствие.
Проведение эксперимента затрудняется тем, что на изменение зависимой переменной влияет также изменение побочных переменных. Побочные переменные меняются либо из-за изменения независимой переменной, либо по другим причинам. Поэтому возникает проблема контроля действия побочных переменных.
В зависимости от того, в каких условиях проводится эксперимент, различают естественный эксперимент и лабораторный.
В естественном эксперименте труднее выявляется связь между независимой и зависимой переменными (из-за действия большого числа побочных переменных). Но его результаты более пригодны для применения на практике.
В лабораторном эксперименте устраняется действие большинства побочных переменных, поэтому более четко выявляется искомая причинно следственная связь, но условия эксперимента сильно отличаются от реальности, поэтому результат эксперимента менее пригоден для применения на практике.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.