Это вызвало развитие сознания. Изготовление орудий труда изменило мотивацию поведения человека. Непосредственно результаты процесса изготовления орудия труда не может удовлетворить ни одну из потребностей человека, соответственно человек должен знать, осознавать последующее использование этого орудия для удовлетворения этих потребностей.
2-коллективный характер труда предполагает согласованные действия отдельных участников труда в пространстве и во времени, т.е. участники труда должны были обмениваться между собой сведениями объективного характера и развить язык и органы речи.
В коллективном труде (охоте) меняется система мотиваций. (охотники гонят от себя добычу, т.к. знают, что впереди яма, в которой дичь погибнет; волк же подкрался бы незаметно и напал бы сам ). Таким образом в труде возникает потребность познания объективных свойств окружающего мира, фиксация и передача этих знаний. Следовательно развивается язык и речь, а также органы речи, с помощью которых осуществляется передача объективных знаний.
8. Психология личности, деятельности и общения
1) Психология деятельности. а)Понятие о деятельности.
И человек и животное должны проявлять определенную активность в окружающей среде, чтобы обеспечить обмен веществ с ней. Однако активность человека отличается от активности животного , поэтому активность животного – поведение, а активность человека – деятельность. Источником активности является потребность.
Потребность – состояние нужды, выступающее в качестве источника активности живого организма по отношению к тем условиям, которые необходимы ему для поддержания жизни и развития.
Однако, содержание активности животного совпадает с содержанием потребности, вызвавшей эту активность (голодное животное осуществляет пищедобывательское наблюдение). У человека такого совпадения нет, т.к. из-за общественного разделения труда он удовлетворяет свои потребности результатами деятельности других людей. Таким образом содержание деятельности человека определяется не его потребностями, а целью деятельности.
Цель деятельности – мысленно представляемый образ желаемого результата деятельности. Обычно эта цель задается человеком из вне в виде производственного задания (токарь осуществляет деятельность ради своих потребностей, но содержание его работы определяется производственным заданием).
Человек осуществляет деятельность не только по отношению к окружающим его объектам, но и по отношении к самому себе. Здесь он пытается усовершенствовать себя в физическом, нравственном и ли духовном отношении. Деятельность человека может иметь внешний – практический характер и внутренний – психологический характер.
Внутренняя психическая деятельность выступает по отношению к внешней деятельности в качестве ее регулятора, т.к. человек вначале планирует эту деятельность, способы ее достижения, и также регулирует практическую деятельность по ходу ее исполнения.
Деятельность – внутренняя и внешняя активность человека, направленная на преобразование окружающей действительности и самого себя, порождаемое его потребностями и регулируемая сознательными целями.
б)Структура Деятельности.
Алексей Николаевич Леонтьев рассматривает структуру следующим образом:
1)Мотив - является первичным компонентом деятельности. Это то, что побуждает деятельность, ради чего она совершается. Каждой деятельности соответствует свой мотив.
2)Цель деятельности – мысленно представляемый образ результата деятельности. Цель всегда осознаваема. Человек, соотнося получаемые результаты с этой целью регулирует свою деятельность, корректирует ее.
3)Личностный смысл- является результатом соотнесения цели деятельности и мотива. Это то субъективное значение, которое имеет деятельность для субъекта.
4)Общая цель деятельности достигается через реализацию ряда более мелких целей.
Цель деятельности можно разложить до самых элементарных далее не разложимых, простых целей, выполнение которых обеспечивается соответствующими действиями. Действия – элемент деятельности, выполнение которого ведет к выполнению одной текущей цели, таким образом деятельность складывается из ряда действий.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.