Предметом эмоционального переживания могут быть и сами эмоции. Например, предметом стыда может быть тщеславное наслаждение, пережитое в прошлом. Человеку может не нравиться его настроение.
Иногда возникает впечатление об отсутствии предмета переживания (человеку не всегда ясны причины его настроения). Это бывает, когда человек отвергает действительную причину настроения как невозможную из – за несовпадения с его представлениями о себе.
Данные психиатрической клиники показывают, что могут быть беспредметные эмоции, но они крайне неустойчивы и быстро активируются, то есть находят новый предмет, порождая многочисленные фобии, мании, галлюцинации. Неадекватное опредмечивание эмоции наблюдается также при раздражении мозга человека или животного.
Таким образом, эмоциональные явления имеют двойственную структуру. Они состоят из отражаемого предметного содержания и субъективного переживания.
4) Функции эмоций.
Эмоциям приписывается ряд функций:
1-коммуникативная функция – выражается в том, что благодаря эмоциям люди лучше понимают друг друга. Даже не используя речь, люди судят о состоянии другого человека, лучше организуют совместную деятельность и общение, если опираются на эмоциональные (эксперсивные) проявления. При этом эмоциональный язык понятен даже людям, принадлежащим к разным культурам. Так безошибочно воспринимаются и оцениваются выражения лица при радости, гневе, печали, страхе, удивления. Это говорит о том, что оценивание эмоций и их проявление носят врожденный характер. Более того, даже высшее животное и человек способны понять эмоциональное состояние друг друга. Однако не все внешние проявления эмоций являются врожденными, некоторые из них формируются прижизненно. К ним относится язык жестов, который может различаться в различных культурах.
2- сигнальная функция – эмоции сигнализируют о потребностной значимости происходящего. Они отражают отношение между потребностями субъекта, окружающими предметами и явлениями. Они сигнализируют о том, как идет процесс удовлетворения актуальных потребностей субъекта, как осуществляется деятельность субъекта, направленная на достижение поставленных целей.
3-регулятивная функция – выражается двояко. Во–первых, она выражается в + -- санкционировании текущей или предстоящей деятельности. Ее выполняют эмоции желания или нежелания выполнять деятельность. Иначе говоря, эмоции выполняют функцию мотивации, побуждая к деятельности. Эмоции стимулируют и направляют деятельность. Во-вторых, она выражается в обеспечении необходимого уровня активации нервной системы, энергетической мобилизации организма для выполнения текущего действия.
4-защитная функция – благодаря эмоциям организм быстро оценивает характер ситуации и определяет механизм ответной реакции. Организм еще не успевает определить тип, форму и другие параметры воздействия, как эмоции вызывают мгновенную реакцию на него.
Теории эмоций.
1) Представления Спинозы об эмоциях (аффектах).
Спиноза Барух (Бенедикт) (1632 - 1677).
Нидерландский философ – материалист. В рамках учения создал свою концепцию аффектов (эмоций). Им была сформулирована теорема, объясняющая возникновение тех или иных переживаний почти на все случаи жизни.
а) Если кто – то воображает, что его кто – либо ненавидит и при этом не думает, что сам подал ему повод для ненависти, то он, в свою очередь, будет его ненавидеть.
Возникновение и исчезновение эмоций Спиноза связывал со смыслом ситуаций. При определенных условиях один аффект способен породить другой аффект, тот - третий и так далее.
Спиноза рассмотрел случаи столкновения нескольких аффектов, определили факторы, влияющие на исход этого столкновения. Его сухие закономерности позволяли легко увидеть реальных людей и отношения между ними.
Таким образом, учение Спинозы об эмоциях было отражением жизненных реалий. В нем подчеркивался процессуальный характер аффектов.
2) учение Вильгельма Вундта об эмоциях.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.