6-через воображение ситуации с новыми мотивами (вообразить, что действие выполняется в ситуации соревнования).
Отсюда волевым считается человек, способный создавать дополнительные побуждения к действию путем изменения смысла этого действия. В основе этого лежат глубокие, прочные убеждения, целостность мировоззрения, богатая смысловая сфера.
5)Теоретические подходы к пониманию и исследованию воли.
В истории исследования воли можно выделить три основных подхода:
- мотивационный подход
- подход свободного выбора
- подход как к проблеме саморегуляции.
Мотивационный подход рассматривает волю как побудительную силу, порождающую действие. Родоначальник Аристотель. Он понимал, что знание само по себе не обладает побудительной силой. Человек часто действует не потому, что так хочется, а потому, что так надо. Аристотель искал силу, которая способна инициировать такое поведение. Эта сила, по его мнению, представляет собой соединение разумного решения со стремлением, что придавало решению побудительную силу. Таким образом, по Аристотелю, проблема воли – это проблема питания предмета действия побудительной силы. Действия, имеющие своим источником активность человека, то есть осуществляемые по решению человека, Аристотель назвал произвольными. В его концепции воля определяла не только инициацию действий, но и их выбор, регуляцию при осуществлении. Аристотель считал, что воля нужна для объяснения выбора действия, его инициации и владении собой, но главное это порождение действия, идущее от самого человека. В дальнейшем сложились три варианта мотивационного подхода к представлению о природе воли.
Первый сводит волю к началу мотивации действия (желанию, стремлению, аффекту).
Второй волю рассматривает как самостоятельную силу, определяющую все другие психические процессы.
Третий видит ее несовпадающей с мотивацией способностью к побуждению действий, включающих в себя преодоление препятствий.
Эти три варианта мотивационного подхода в чистом варианте встречаются редко. К первому варианту относится концепция Аристотеля, а также взгляды Рене Декарта. Но, в отличие от Аристотеля, он понимал волю как способность души формировать желания и определять любые побуждения к любым действиям, которые нельзя объяснить на основе рефлекторного принципа.
Основная функция воли, по Декарту, - бороться со страстями, используя разум, и обеспечивать побуждения избранного действия.
Страсти возникают под влиянием вещей, а желания порождаются душой. Воля может выступать против страстей и затормозить желания или движения.
Т. Гоббс также связывал волю с порождением любого действия. Под волей он понимал последнее перед действием желание, принятое человеком после смены влечения к предмету и отвращения от него. Принятие желания заключается на основе пользы предмета и действия. По Гоббсу, воля и влечение одно и то же. Поэтому воля у Гоббса теряет свою самостоятельность. Отождествление воли и желания наблюдается у Гортли, Пристли и других исследователей.
В рамках мотивационного подхода также лежит предположенная Вундтом эмоциональная теория воли. Он считал, что простейшим волевым процессом является влечение. Он считал, что именно эмоции составляют сущность мотивов. Он признавал самостоятельность воли, но связывал ее с мотивацией. В простейшем волевом процессе Вундт выделял два момента:
- аффект
- вытекающее из аффекта действие.
Внешнее действие направлено на достижение конечного результата, внутреннее – на изменение других психических процессов.
Т. Рибо так же связывал волю с побуждениями (мотивами). В основе воли лежит страсть как мотивирующая сила. В развитых формах воля – это способность к активности, идущей от личности. Он считал, что воля проявляется не только побуждением действия, но и в их торможении. Волевое усилие проявляется как механизм разрешения конфликта, при расхождении сознательного выбора с естественным выбором к действию.
Ха Хекхаузен рассматривает волю как часть мотивационного процесса при порождении действия. Он выделяет четыре стадии мотивации действия:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.