2 – социальная направленность личности – в ее основе лежат широкие социальные мотивы, связанные со стремлением человека принести пользу другим людям, обществу в целом.
3 – личная (эгоистическая) направленность личности – в ее основе лежат узкие эгоистические мотивы, связанные со стремлением реализовать свои личные потребности, свои интересы.
17 Самосознание личности
Самосознанием личности называют процесс и результат познания человеком самого себя. Результатом самосознания личности является представление человека о самом себе, которое в психологии называется «я»; «образ я» или «я концепция».
«Я концепция» - более менее осознанная система представления личности о себе, на основе и при помощи которой человек строит взаимоотношения с другими людьми. В структуре «Я концепции» выделяют различные компоненты по местным основаниям:
А) – по содержанию в «Я концепции» выделяют два основания:
1- знание человека о самом себе (цвет глаз, волос, хорошая или плохая память, честность и т.д. ).
2- отношение человека самого к себе (уважение к себе и т.д.).
Б) – в зависимости от сходства самосознания личности с самосознанием личности других людей выделяют также два компонента в структуре самосознания:
1- присоединяющие Я-составляющие – это те компоненты, которые являются общими для человека и какой-либо группы людей. Эти составляющие являются основой различных социальных идентификаций человека, т.е. основой принятия на себя определенных социальных ролей.
2- дифференцирующая Я-составляющая. Она является основой индивидуального своеобразия личности и включает в себя те компоненты Я-концепции, которые отличают данного человека от других людей.
В) – представление человека, касающееся различных социальных ролей, исполняемых им и отдельных компонентов Я-концепции. В соответствии с этим выделяют :
1- физическое Я (представление о своем теле);
2- социальное Я(те роли, которые играем в обществе);
3- религиозное Я;
4- моральное Я и т.д.
Важным компонентом самосознания личности является самооценка. Она представляет собой оценку личностью своих собственных качеств. В ее основе лежат две составляющие Я-концепции:
1- реальное Я – представление человека о самом себе, каким он является в действительности;
2- идеальное Я – представление человека о том, каким он хотел бы быть.
Соотношение между реальным и идеальным Я порождает самооценку.
Самооценка может быть объективной и необъективной.
Необъективная самооценка может быть высокой или низкой.
При высокой самооценке человек считает, что достиг совершенства, а следовательно не видит смысла в самовоспитании.
При неадекватной низкой самооценке человек считает, что дистанция между идеальным и реальным Я очень большая и непреодолимая. И поэтому не видит смысла в самовоспитании, т.о. не высокая не низкая неадекватные самооценки не могут быть основой самовоспитания. В этом отношении действительной является адекватная (объективная) самооценка, т.к. человек видит свое несовершенство и в то же время считает идеал достижимым.
По мере приближения к идеалу, этот идеал постоянно изменяется и в норме если между идеальным и реальным Я остается определенная дистанция.
Самооценка выражается в уровне притязаний. Уровень притязаний личности – это выражение желаемой самооценки. Этот уровень проявляется в тех целях, которые человек ставит перед собой. Чем труднее эти цели, тем выше его уровень притязаний. По Уильямсу Джеймсу соотношение уровня притязаний и реальных достижений порождает самоуважение личности.
СУ = У дост./Упр.
18 Психология групп и коллективов
1) Понятие о группах и коллективах.
Люди с самого начала своей истории объединялись в различные группы, ведя совместный образ жизни. (трудились, оборонялись и т.п.)
Группа – некоторая социальная общность, выделяемая на основе общего признака. (профессия – учитель, врач и т.д.; производство – бригада, цех и т.д.; класс – рабочие, крестьяне и т.д.)
По способу образования группы бывают:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.