-а- изучение бессознательной мотивации. В основе этой проблемы лежат факты, показывающие несовпадения между тем, как человек объясняет свое поведение, и тем, что говорят данные, полученные другим путем. Например, эти данные получены в опытах с гипнотическим внушением. Эти опыты показали, что существует особый уровень мотивации, который содержит влечения не только неосознаваемые, но иногда активно отвергаемые человеком.
-б- воспитание мотивов человека. Практика показывает, что определенный тип жизненных условий сам по себе не всегда обеспечивает формирование желательных мотивов и что необходимо создание специальных условий, необходимых для этого. Возникают вопросы, в силу каких влияний формируются мотивационные отношения, почему одни воспитательные воздействия влияют на мотивационное развитие человека, а другие – нет? Какова природа мотивационного развития человека? Какие психологические механизмы лежат в основе этого развития?
-в- изучение механизмов мотивации. Эта проблема является центральной для психологии мотивации. Без их знания невозможно объяснить наблюдаемые изменения в направленности поведения. Механизмы мотивации в основном изучались на физиологическом уровне, но этого недостаточно. Нужно еще изучить и психологический аспект.
-г- ситуативное изменение мотивации. Речь идет о том, как возникшие ранее побуждения развиваются в условиях различных ситуативных воздействий.
-д- механизмы развития мотивации в филогенезе и онтогенезе, а также процесс актуализации этих механизмов. Сюда же относятся проблемы, касающиеся того, что происходит после возникновения перед субъектом цели, то есть речь идет о последствиях процессов мотивации, влиянии мотивов на отражение ситуации и так далее. Здесь выделяют два аспекта исследования:
- генетическое развитие, охватывающее все, что предшествует формированию цели.
- ситуативное развитие, охватывающее то, что следует за формированием цели.
Виды биологических потребностей и их строение.
Выделение биологических потребностей производится на основе их общности для многих видов животных и различных механизмов их удовлетворения.
Матцын КП выделил 12 потребностей:
- потребность в пище
- потребность в воде
- потребность в уходе за детенышами
- избегание боли
- экскреторная потребность
- потребность в кислороде
- потребность в отдыхе и сне
- потребность в активности
- потребность в безопасности
- потребность в агрессии
К этому перечню Ньюттен добавил познавательную потребность.
Эта классификация исходит из содержания потребностей, но мало раскрывает общие принципы строения и развития мотивации. Потребности делятся на индивидные и видовые. Они объясняют конечное назначение нужд.
Ньюттен различает экзогенные и гомеостатические потребности.
Гомеостатические потребности – потребности в сохранении постоянными параметров внутренней среды организма.
Экзогенные потребности не зависят от состояния организма и актуализируются внешними проявлениями организма (познавательные потребности).
Если гомеостатические потребности насыщаемы, то познавательные не насыщаемые. Поэтому гомеостатические потребности подвергаются циклическим колебаниям, а познавательные характеризуются постоянно действующей мотивационной установкой на восприятие всего нового.
Существует еще ряд негативных потребностей, составляющих систему отрицательной мотивации, называемой мотивацией избегания. Они связаны с поведением, направленным на устранение вредного воздействия. Серьезность (необратимость) итогов столкновения с угрожающими предметами делает необходимым постоянную готовность механизмов мотивации избегания.
Выделяют также функциональные потребности, побуждающие к активности, не преследующей явного конечного результата. Они противопоставляются предметным потребностям, которые направлены на получение определенного конечного результата. В.К. Велюно считает, что функциональные потребности также имеют признаки конечной цели.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.