- предметное значение образа, которое является результатом активности субъекта. Предметное значение представляет собой выработанные в ходе общественно – исторического развития человека способы использования предметов и явлений действительности, которые выражаются в их эмоциональных свойствах.
Таким образом, отражаются не только физические свойства предмета, но и назначения этих предметов (ручка имеет вес, форму, температуру, но ничего не отражает значение ручки). Таким образом, пассивные процессы, происходящие органами чувств, дополняются в восприятии активными, благодаря которым образ принимает конкретное значение. Благодаря этому человек живет не в мире звуков, цветных пятен, а в мире предметов.
Двойственность восприятия также выражается в том, что в построении образа восприятия участвуют не только актуальные чувственные впечатления, но также представления, извлекаемые из памяти (образы ранее воспринятых предметов).
Таким образом, восприятие представляет собой активный познавательный психический процесс, состоящий в построении субъектом целостного образа объекта.
2.Теория восприятия.
А)Два подхода к изучению восприятия.
В изучении восприятия сложились два основных подхода, основы которых составляет двойственная природа восприятия.
Первый – объективно ориентированный подход, который решающее значение в возникновении образа восприятия придает объективным характеристикам объекта.
Второй – субъективно ориентированный подход, который решающим в построении образа восприятия считает активность самого субъекта.
К теориям, созданным в рамках первого подхода относится структуралистская теория Титченера, гештальт - теория и экологическая теория Гибсона.
Ко вторым теориям относятся теория бессознательных умозаключений Гельмгольца, теория перцептивных гипотез Брунера и теория перцептивного цикла Найсера.
Б)Структуралистская теория Титченера.
Эта теория сложилась в рамках ассоциативных теорий восприятия. По мнению ученых, стоявших на ассоциативных позициях, психический образ является сложным объединением первичных элементов сознания – ощущений. Само ощущение понималось как осознание состояния органов чувств, подвергнувшихся воздействию изолированного внешнего раздражителя.
Объединение ощущений в образ восприятия осуществляется посредством ассоциаций по сходству или смежности, в пространстве или времени. Этот ассоциативный механизм определяет предыдущую роль опыта в восприятии.
Основной ошибкой ассоциативной теории является то, что для объяснения одних субъективных данных она привлекала другие, тем самым делалась попытка вывести сознание из самого себя. Она особенно ярко проявилась в работах структуралистов, которые возглавлялись Титченером (ученик Вундта). Структуралисты считали, что если восприятие является комплексом ощущений, то задача психолога состоит в том, чтобы путем самонаблюдения найти в своем опыте элементарные ощущения, изолировать их и описать. Для этой цели предлагалось использовать метод аналитической интроспекции. Такой подход отрывал проблему восприятия от рассмотрения ее ретирующей функции, от рассмотрения процесса восприятия в отрыве от практической деятельности субъекта.
Ассоциативная психология в целом и структуралистская теория не могла объяснить более – менее сложные проблемы восприятия и она утратила свое влияние.
В)Гештальт теория восприятия.
Келлер, Вертгеллер, Коффка (немцы) и другие считали, что восприятие изначально целостно. Восприятие определяется не единичными элементарными стимулами, а комплексом действующих на организм раздражителей, структурой воспринимаемой ситуацией в целом – гештальтпсихология. Гештальтпсихологи противопоставили методу аналитической интроспекции – феноменологический метод, который состоит в написании наблюдателями своего восприятия. Они считали, что психолог отвечает на вопрос: «Почему мы видим мир таким, каким мы его видим?».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.