В отличие от НАБЛЮДЕНИЯ – ЭКСПЕРИМЕНТ можно проводить нужное число раз и более ясно выявлять причинно следственную связь между переменными.
Специфика психологического эксперимента состоит в том, что экспериментатор не может непосредственно изменять независимую переменную, если она имеет психологическую природу (мотивация).
Экспериментатор может изменять лишь внешние обстоятельства, связанные в этой переменной (изменить зарплату – повысится мотивация и др.)
Различают 3 вида эксперимента в зависимости от содержания изучаемых явлений :
- аналитический эксперимент, который направлен на изучение отдельных психических функций, состояний и свойств;
- синтетический эксперимент, который направлен на изучение деятельности в целом или действий, составляющих его содержание, при выполнении которых актуализируется в соответствующий комплекс производств, соответствия средств;
- аналитико-синтетический, который сочетает в себе эти 2 вида исследований.
ТЕСТИРОВАНИЕ – это не столько метод получения новых знаний, сколько метод измерения , но без измерения не НАБЛЮДЕНИЕ, не ЭКСПЕРИМЕНТ невозможны.
Тест – англ. слово – проба, испытание.
Тестирование – процесс кратковременного стандартизированного испытания с помощью набора знаний, позволяющих измерить уровень выраженности определенных психических функций, состояния и свойств испытуемых с целью установления индивидуальных различий между ними.
В психологии 3 вида тестирования.
1. Тесты – задания. Они предполагают поиск у испытуемого правильного ответа. По количеству правильно выполненных заданий оцениваются результаты выполнения тестирования. Существует 2 подвида теста – задания:
а) тест способностей – оценивает различные виды общих и специальных способностей (музыкальные, технические и т.д.);
б)тест достижений - оценивает степень обучиваемости испытуемого.
2.Тесты – опросники – предназначены для выявления и оценки степени выраженности тех или иных состояний психически соответствующих свойств.
Тесты – опросники состоят из утверждений, содержащих те или иные проявления измеренных состояний или свойств. Испытуемому необходимо ответить, наблюдается у него этот признак или нет. В некоторых случаях ему предлагается оценить степень выраженности этого признака.
3. Тесты проективные – нужны для выявления вытесненных из сознания (трудно выражаемых словами) и психических состояний и свойств.
В этих тестах испытуемым предъявляют мало структурированный материал (чернильные пятна, неясные бормотания, картинки, смысл которых неясен) в ответ на который испытуемым предлагается нарисовать картинку или составить рассказ. Считается, что ответ испытуемых определяется не столько стимулом, сколько их психическим состоянием и личностными особенностями.
Для анализа этих испытуемых используется специальная процедура контент анализа. Этот анализ состоит в том, что в ответе испытуемого подсчитывается количество случаев, попадающих в ту или иную категорию контент анализа. Эти категории выделяются заранее в соответствии с целями исследования.
Тесты должны быть стандартными и проводятся в стандартных условиях и обрабатываются стандартным способом.
ОПРОС – это вопросно-ответная форма получения сведений о субъекте от самого субъекта.
Различают устную и письменную формы опроса.
Устная представляет собой диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек пытается узнать что-то о другом человеке. Устный опрос представляет собой беседу. В философии различают два вида беседы в зависимости от характера и цели:
1- клиническая беседа, которая проводится с целью получения как можно более полной информации о жизненном пути человека, содержания его сознания и самосознания.
2- интервью - представляет собой беседу, направленную на получение какой-либо специфической информации о субъекте(бывает ли страх).
Беседа должна проводиться в помещении, в которое нет доступа посторонним лицам, в котором созданы комфортные условия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.