П – величина и характер актуальной потребности;
(Ин - Ис) – оценка вероятности удовлетворения данной потребности на основе врожденного или приобретенного опыта;
Ин – информация о средствах, необходимых для удовлетворения потребностей;
Ис – информация о свойствах, которые есть у человека;
F – знак функции.
Свойства эмоций.
Эмоции, прежде всего, характеризуются знаком и бывают положительными и отрицательными.
Положительные эмоции оценивают благоприятный ход удовлетворения потребностей. Позитивный результат – достижение цели. Положительные эмоции вызывают предметы, являющиеся объектами той или иной потребности, условия, способствующие удовлетворению потребности, достижению поставленной цели (удовольствие, радость, энтузиазм).
Отрицательные эмоции сигнализируют о неудовлетворительном процессе удовлетворения потребностей человека. Они возникают, когда не достигается поставленные цели, появляются препятствия на пути к поставленной цели и т.д. (гнев, ярость, неудовольствие).
Эмоции характеризуются также полярностью. Она определяется знаком одновременно возникающих эмоций при воздействии одного стимула. По этому признаку различают однополярные и биполярные эмоции.
Однополярные эмоции характеризуются тем, что один объект вызывает эмоции одного и того же знака. (студент, получивший «отлично», радуется, ликует).
Биполярные эмоции характеризуются тем, что человек испытывает эмоции, имеющие разные знаки: девушка с любимым – ей хорошо, но дома достанется. Эти эмоции вызываются противоположными свойствами объекта.
Эмоции характеризуются своей длительностью: обычно эмоциональные реакции длятся несколько минут, но некоторые из них длятся до нескольких дней и даже недель. Если же тяжелые эмоциональные переживания длятся более полутора – двух месяцев, то это считается патологией и требует лечения.
Эмоции характеризуются силой переживания: в одних случаях они слабозаметны, а в других, наоборот, приобретают форму аффекта.
Формы переживания чувств (эмоций).
Первая функция – это собственно эмоция – представляет собой реакцию на возникшую ситуацию и имеет ярко выраженный характер. Она выполняет оценку возникшей ситуации и регуляцию поведения человека в ней. Эта регуляция выражается в том, что эмоции выполняют функции + - санкционирования протекающей или предстоящей деятельности. Эмоции могут передаваться от одного человека к другому. Эмоции могут также возникать в воображаемой ситуации, когда человек ставит себя на место другого (чтение книг, просмотр фильмов). В результате опыт эмоциональных переживаний человека оказывается более широким, чем это предоставляет ему его собственная жизнь.
9) Аффект
Аффект (латинское слово) означает волнение, возбуждение.
Аффект – кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, которая охватывает всю психику и поведение человека является средством аварийного разрешения возникшей экстремальной ситуации.
Аффект возникает как правило в затрудненных ситуациях, когда человек не может справиться с этой ситуацией (опасность для жизни или здоровья). Аффект может возникнуть как реакция на накопление каких-либо воздействий.
Аффект развивается в три стадии:
1-подготовительная, на ней происходит однократное воздействие аффектогенного стимула или накопление ряда не очень сильных воздействий. На этой стадии человек еще может контролировать свои эмоции и предотвратить развитие аффекта.
2- аффект, на ней возникает аффективная реакция, которая имеет форму эмоционального взрыва. Эмоциональный взрыв характеризуется тем, что человек теряет контроль над собой. У него резко сужается поле сознания. Он плохо осознает, что делает. Это связано с тем, что основная функция аффекта заключается в том, чтобы привести в действие выработанные в ходе видового развития аварийные способы разрешения кризисных ситуаций.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.