1- условные;
2- реальные.
Условные группы образуются в силу того, что мы объединяем вместе тех людей, которые реально не могут быть соединены в какую – либо группу (пенсионеры, молодежь)
Реальные группы реально существуют в одном пространстве и времени (группа студентов)
Реальная группа в свою очередь различают по ряду признаков:
1- по способу возникновения: а) формальные – создаются на основе приказов, распоряжений, постановлений.
б) неформальные – возникают стихийно, сами по себе на основе симпатий и антипатий, возникающих между людьми.
Обычно неформальные группы возникают в различных формальных группах и влияют на жизнедеятельность формальных групп. В неформальных группах появляются свои вожаки, лидеры, которые направляют активность членов неформальной группировки.
Реальные группы различаются по своей величие:
- малые – от 2-3 человек до 30-40 человек. В такой группе все ее члены имеют реальную возможность общения с другими членами;
- большие – более 30-40 человек. Они состоят обычно из нескольких малых групп, причем члены разных малых групп не всегда имеют возможность общения друг с другом.
Группы также различаются по своей развитости. По этому признаку различают:
- неразвитые группы, в которых нет органа самоуправления, не действуют важнейшие социально-психологические механизмы самоорганизации. (толпа, ждущая транспорт)
- развитые группы, в них есть органы самоуправления, есть определенная иерархия отношений и действуют социально-психологические механизмы регуляции поведения людей в группе.
19. Психология малых групп.
В зарубежной психологии возникло специальное направление, которое занималось изучением социально психологических явлений, возникающих в малых группах. В качестве испытуемых привлекались люди незнакомые друг с другом. Исследования, проводимые с подобными группами людей, выявили определенные феномены:
1-феномены внутригруппового давления – он был выявлен следующим образом. Испытуемого вводили в так называемую подсадную группу и всем давали задание определить, какой из трех отрезков имеет такую же длину, что и эталон.
а б в эталон
Группа инструктировалась таким образом, что выбирала не равный отрезок – заведомо неправильный ответ. Когда очередь доходила до испытуемого, то оказалось, что 1/3 исследуемых отвечает как и вся группа. Подверженность человека со стороны группы получила название конформизма. Противоположенное качество – нонконформизм.
2-феномен соревнования – оказалось, что совместная работа людей гораздо продуктивнее, чем их изолированная друг от друга работа. Одним из объяснений этого является возникновение соревнований (внутреннего соперничества) между ними.
3 – феномен психологической совместимости людей – оказалось, что люди, отличающиеся друг от друга своими психологическими качествами хуже работают. Между ними возникают конфликты, ссоры.
4 – феномен групповой сплоченности – под ней понимают количество дружеских пар, возникших в группе. Считалось, что чем больше этих пар, тем сплоченней группа. Тем самым сплоченность понималась как феномен имеющий эмоциональную основу (симпатии людей). Количественно оценивался коэффициент сплоченности
Кс= количество дружеских пар/(1/2 н*(н-1)) , где н – количество людей в группе.
Основным недостатком этих исследований было то, что исследовались группы малознакомых людей и их отношения имели эмоциональную основу. У них не было совместно выполняемой деятельности, объединяющей их. В отечественной психологии исследовались другие группы, которые имели определенную степень своего развития, а именно коллектива.
2)Коллектив. Понятие о коллективе.
Впервые в отечественной науке коллективы исследовал А. С. Макаренко. В соответствии с его представлениями, коллектив характеризуется следующими признаками:
1-коллектив объединяет людей, выполняющих совместную деятельность, направленную на достижение одной общей цели.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.