Чтобы запустить эти инстинктивные формы поведения, происходит торможение сознательной регуляции. К этим инструктивным формам поведения относятся:
- бегство;
- агрессия;
- оцепенение.
3-заключительная стадия аффекта. Здесь человеку возвращается способность осознавать происходящее. Обычно человек не помнит, что он совершил. Если он совершил действие, наносящее ущерб другим людям, то испытывает чувства вины и раскаяния. Аффект отнимает много сил человека на третьей стадии . человек испытывает чувство усталости.
Практически все эмоции могут иметь форму аффекта и поэтому одни и те же эмоции имеют два полюса. Эмоции бывают не сильно (гнев) или сильно (ярость) выражены.
Понятие аффекта важно для судопроизводства. В юриспруденции противоправные действия, совершенные в состоянии аффекта наказываются в меньшей степени, чем то же действие произведенное умеренно.
10) Настроение.
Настроение – слабо выраженные эмоциональные реакции, происхождение которых человек зачастую не осознает – так думает большинство психологов. Эти эмоции выступают в качестве срока, на котором протекают другие психические процессы. Настроение эмоционально окрашивает эти процессы. Причинами настроения являются – физическое самочувствие человека, события повседневной жизни, удовлетворение потребностей, успеха и неуспеха и т.д.
По характеру влияние настроения на деятельность человека делятся на:
- стенические настроения, они мобилизуют человека, повышают работоспособность и т.д.;
- астенические настроения, они оказывают обратное действие, т.е. демобилизуют человека, снижают мотивацию, делают поведение менее эффективным.
Настроение является следом эмоциональной реакции, сохранившейся во времени.
11) Стресс.
Стресс (английское) – давление, напряжение.
Понятие стресса в науку вошло в связи с исследованиями Ганса Селье (Конадец). Он под стрессом понимал неспецифическую адаптивную реакцию организма в ответ на требования окружающей среды. Эти требования выступают как воздействия, которые получили название стрессоров. ( стрессор - увеличение температуры. После этого усиливается потоотделение, расширяются сосуды, кожа отдает тепло и т.д.)
Неспецифическая реакция организма заключается в увеличении уровня функционирования организма. Увеличивается частота дыхания, увеличивается сердцебиение, т.е. организм напрягается.
В настоящее время кроме физического, различают психический стресс. Психический стресс рассматривается как состояние психической напряженности, возникающей в ответ на воздействие экстремальных факторов, создающих угрозу жизни, здоровью, целостности личности и усложняющих деятельность. В зависимости от природы, стрессы бывают :
1 – эмоциональные;
2- информационные.
Эмоциональный вызывается ситуацией угрозы жизни и здоровью человека, целостности его личности.
Информационный вызывается информационной перегрузкой человека, вызванной необходимостью перерабатывать потоки информации, превышающие возможности человека. К тому же этот процесс переработки осуществляется в условиях дефицита времени и направлен на принятие ответственных решений, от которых зависит жизнь и здоровье других людей и самого человека, сохранение больших материальных ценностей.
Стресс оказывает влияние на здоровье человека, на его деятельность. Оно может быть положительным и отрицательным. В зависимости от этого Г. Селье выделил два вида эмоционального стресса:
1- эостресс, т.е. оказывающий мобилизирующее действие на человека, улучшение самочувствия, увеличение активности, делает поведение более эффективным.
2- дистресс, он связан с ухудшением самочувствия человека, его здоровья, вызывает ухудшение деятельности, демобилизирует человека. Он может иметь аффективную форму и соответственно выделяют три формы дистресса:
а) – возбудительная форма, т.е. человек становится очень активным, но эта активность имеет хаотический характер и не может быть средством разрешения возникшей ситуации;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.