Принцип детерминизма означает, что психика определяется образом жизни и перестраивается с изменением образа жизни. Так, если говорить о психике животных, то ее развитие определяется естественным отбором, как биологическим законом, который был открыт английским естествоиспытателем Ч. Дарвином (1809 – 1882). Если рассматривать психику человека, то происхождение, формы и развитие человеческого сознания определяются в конечном счете законами развития способа производства материальных средств жизни. Важнейшим выводом из этого принципа обусловленности сознания человека общественным бытием явилось понимание общественно-исторической природы человеческого сознания.
Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а составляют единство. Сознание образует внутренний план деятельности личности, оно проявляется и формируется в процессе осуществления человеком различных видов деятельности. Этот принцип позволяет психологам, изучая поведение, деятельность, выяснять те внутренние психологические закономерности, которые обеспечивают успешность достижения целей действий, то есть открывать объективные свойства личностей.
Принцип развития психики, сознания в деятельности означает, что психика и сознание могут быть правильно поняты и объяснены, если они рассматриваются как продукт развития и результат деятельности (игровой, учебной, трудовой, общественной и др.). Причем, здесь имеется ввиду не только предметно – практическая сторона деятельности, отражающая отношения типа «субъект - объект», но и та сторона, которая проявляется в коммуникативных актах (актах общения), отражающая отношения типа «субъект - объект».
Личностный подход как принцип психологии означает, что при изучении любых психических явлений человека (свойств, состояний, процессов) необходимо учитывать включенность данного явления в структуру целостной личности, которая и обусловливает их.
Как уже отмечалось, современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, которые связаны с различными областями практики и находятся на разных ступенях формирования.
5. Методы психологии.
Метод в переводе с латинского означает путь или способ достижения цели.
НАУЧНЫЙ МЕТОД – способ получения новых знаний. Новые научные знания должны отличать критериям истинности, поэтому в науке исключаются такие методы знаний, как откровение, здравый смысл, интуиция и др.
Научный метод предполагает обязательное взаимодействие ученого с изучаемым объектом, его исследования.
Существует два уровня научного познания:
1.ЭМПЕРИЧЕСКОЕ (опытное) познание. На этом уровне объект познается на уровне явления, т.е. на уровне тех свойств, которые доступны органам чувств. На этом уровне получаются знания в форме фактов, эмпирических обобщений и закономерностей.
В соответствии с этими уровнями познания выделяют методы эмпирического и теоретического исследования.
К эмпирическим относятся:
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ:
а) лонгетюдный метод, который состоит в длительном изучении одного индивида или группы индивидов;
б) сравнительный метод, который состоит в измерении одного и того же психического явления у двух групп испытуемых с целью выявления сходства или различий между ними;
в) комплексный метод, сочетает в себе первые два метода.
2.ЭМПИРИЧЕСКИЕ методы:
а) наблюдение;
б) эксперимент;
в) тестирование;
г) опрос.
3.МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ :
а) методы статистической обработки данных;
б) графические представления.
4.МЕТОДЫ АНАЛИЗА И ИНТЕРПРИТАЦИИ ДАННЫХ:
а) структурный метод, который предполагает анализ структуры или строения изучаемого явления;
б) функциональный метод, который направлен на выявление функций изучаемого явления;
в) генетический метод, который направлен на анализ развития изучаемого явления.
К теоретическим методам относятся те, которые обеспечивают взаимодействие исследователя с теоретическими моделями изучаемого объекта, которые обычно имеют знаковый символический характер (слова, формулы, схемы).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.