Механизм потребности различается двумя системами:
- детекторы отклонения от нормы
- эффекторы, способные компенсировать эти отклонения.
Гомеостаз объясняет лишь одну ( пусковую) часть механизма.
Потребности различаются по соотношению их компонентов. В физическом самосохранении важную роль играют детекторы рецепторной природы (болевые рецепторы). Их раздражение вызывает активность, направленную на устранение вредного воздействия. В данном случае главным является не эффекторный компонент, а констатация - обнаружение неблагополучия.
Существуют механизмы более важного уровня: самосохранению служит чувство страха. Страх представляет собой не просто реакцию рецепторов, а эмоциональную реакцию живого организма в целом.
Эффекторные механизмы потребностей весьма разнообразны. Некоторые из них действуют постоянно (обеспечивают кислородный обмен), другие вводятся в действие другими пусковыми механизмами (при избытке гормонов). Нервные гормональные процессы в механизмах потребности часто связаны и взаимодополняют друг друга (потребление пищи) – регулируется как нервными процессами.
2) Развитие потребностей.
Развитие жизни состоит в развитии потребностей, то есть нужд, удовлетворяемых при помощи собственной активности (нужда в воде у водных организмов становится потребностью только тогда, когда у них появляется способность обнаружить надвигающееся пересыхание и противопоставить ему что – либо – перемещение в другой водоем или погружение в спячку).
Развитие потребности означает перехват инициативы в удовлетворении собственных нужд, уменьшения зависимости от среды. Другим источником формирования новых потребностей становится механизм их удовлетворения. Рост или постоянная температура не является необходимым условием жизни как таковой, но стабильная температура создает более благоприятные условия для протекания нервных и метаболических процессов. Приспособление к постоянной температуре ведет к тому, что организм уже не может существовать в других условиях. Потребность в сохранении постоянной температуры не является исходной нуждой, но становится жизненнонеобходимой.
Таким образом, производные потребности могут быть вторичными, третичными и так далее. Например, постоянство температуры является вторичной потребностью. Он может обеспечиваться пассивной формой приспособления (с помощью шерсти, перьев – третичная потребность). Сохранение физических свойств требует соответствующего ухода за ними (уход за шерстью, перьями – четвертичная потребность).
3) Потребности и психика.
В процессе удовлетворения потребностей можно выделить физиологический и поведенческий компоненты. При удовлетворении потребности в пище физиологический компонент заключается в процессах пищеварения и усвоения пищи. Поведенческий компонент связан с получением пищи из окружающей среды.
Психика в удовлетворении потребностей играет регулирующую роль по отношению к поведению. Психика отвечает за те компоненты процесса, которые требуют гибкого приспособления к изменчивым условиям среды, выработки действия в самой ситуации.
4) Мотив как результат опредмечивания потребностей.
Алексей Николаевич Леонтьев (русский психолог) рассматривает развитие мотивов как процесс опредмечивания потребностей. Он считал, что потребность как состояние организма сама по себе не способна вызвать никакой определенной деятельности. Потребность лишь активирует на направленные поисковые движения и соответствующие биологические отправления. Для того, чтобы потребность стала основой целенаправленного поведения, она должна найти свой предмет. Этот предмет, тем самым, получает функцию организации деятельности, направляет и побуждает деятельность на себя, а потребность превращается в мотив. Таким образом, мотив – опредмеченная потребность.
5) Проблемы изучения мотивации.
В. К. Вилюнас выделяет следующие проблемы в изучении мотивов как детерминант поведения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.