6)Активационная теория Линдцея и Хебба.
Эта теория основывается на результатах электрофизиологических исследований мозга. Было установлено, что эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной фармации, находящейся в стволовой части головного мозга. Эта теория опирается на:
- электроэнцифолографические картина работы мозга, выражает собой комплекс активаций, связанный с деятельностью ретикулярной формации;
- ретикулярная формация определяет многие динамический параметры эмоциональных состояний – силу, продолжительность, изменчивость и т.д.
Хебб экспериментальным путем определил зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности
Успешность деятельности
Отсутствие деятельности
Состояние эмоционального стресса, полная дезориентация деятельности
Сила эмоционального возбуждения
Состояние сна
Наивысший результат деятельности достигается при среднем оптимальном уровне эмоционального возбуждения. Этот оптимизм зависит от особенностей выполняемой деятельности, от условий, индивидуальных особенностей человека и ряда других факторов.
7)Когнитивные теории эмоций.
Когнитивные теории эмоций – это теории, объясняющие эмоции через познавательные процессы.
Первая теория – теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.
В соответствии с ней положительные переживания возникают, когда подтверждаются ожидания человека, а негативные представления воплощаются в жизнь. Иначе говоря, реальные результаты деятельности совпадают с ожиданием, то есть находятся в консонансе.
Отрицательные эмоции возникают при диссонансе – несоответствии между ожидаемым и достигнутым результате.
Человек переживает состояние когнитивного диссонанса как дискомфорт и, следовательно, как можно скорее нужно избавиться от него. Из этого состояния могут быть два выхода:
Первый – изменить ожидания и планы, чтобы они соответствовали реальным достижениям.
Второй – попытаться получить новый результат, соответствующий ожиданию.
Теория когнитивного диссонанса нередко используется для объяснения поступков людей в различных социальных ситуациях. Эмоции рассматриваются как основные мотивы соответствующих действий.
Вторая теория – когнитивно - физиологическая теория С. Шехтера.
В ней эмоцегенными факторами считаются сознательные оценки, которые дает человек ситуации. Эмоции возникают не только как результат воздействия стимулов и порождаемых ими телесных изменений, но и прошлого опыта и оценки человеком ситуации, с точки зрения актуальных потребностей.
Косвенным подтверждением этих теорий является влияние словесных инструкций на переживания человека, а также дополнительной информации, меняющей оценку человека к возникшей ситуации.
В эксперименте в качестве лекарства давали физиологически нейтральный раствор в сопровождении различных инструкций. В одном случае сообщилось, что лекарство должно вызвать состояние эйфории (радости), в другом – состояние гнева. После принятия лекарства через некоторое время выяснялось самочувствие испытуемых. Их эмоциональные переживания соответствовали ожидаемым по инструкции.
Было показано также, что эмоциональные переживания зависят от того, как их переживают люди, находящиеся рядом. Это значит, что эмоциональные переживания передаются от человека к человеку. У человека, в отличии от животных, качество передаваемых переживаний зависит от личностного отношения к тому, кому он сопереживает.
8)Информационная теория эмоций П. Симонова.
Отечественный физиолог Павел Симонов связывает возникновение эмоций с потребностью и оценкой вероятности ее удовлетворения. Он считает, что сила и качество эмоций человека определяется силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в сложившейся обстановке. Для выражения этой зависимости он предложил следующую формулу:
Эмоции = F ( П,( Ин – Ис,…)),
Где - эмоция, ее смысл и качества;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.