- средний
- большой.
Мотивация обеспечивалась ударом эл. тока. Показателем эффективности служило количество проб, необходимых для научения.
Число проб, необходимых для научения
Трудная задача
Средняя задача
Легкая задача
Сила удара эл. током
Слабая умеренная большая
Кривые показывают, что имеется оптимизм мотиваций, при котором обучение идет быстро. Этот оптимизм зависит от трудности задачи. Отсюда закон формируется следующим образом: «с увеличением трудности задачи, интенсивность наказания, определяющая оптимальную скорость научения должна приближаться к пороговой величине.» это означает, что при трудной задаче оптимизм возникает уже при слабой мотивации, а при легкой задаче – при более сильной мотивации. Отсюда ясно, что при легкой задаче избыточная мотивация не вызывает нарушений поведения.
Воля.
1)Понятие о воле.
Любая деятельность складывается из отдельных действий. Действия выполняемые человеком делятся на 2 группы:
- непроизвольные действия. Совершаются в результате возникновения несознаваемых или недостаточно осознаваемых побуждений (установки, влечение). Непроизвольные действия имеют импульсивный характер, то есть представляют собой непроизвольную реакцию на внешние воздействия.
- произвольные действия. Предполагают осознание человеком своей цели, планирование действий по ее достижению. Здесь определен состав и очередность операций. Произвольные действия предполагают сознательную регуляцию их человеком. При их выполнении человек постоянно соотносит текущие результаты с конечной целью. Он корректирует процесс выполнения действия, добиваясь достижения намеченной цели. Некоторые авторы все произвольные действия считают волевыми, так как они связаны с волевой сферой человека, с его намерениями.
В поведении человека могут преобладать непроизвольные импульсивные действия или произвольные действия.
Первый тип поведения немецкий психолог Курт Ливсен назвал волевым. Здесь поведение человека представляет собой ряд реактивных действий на внешних стимулах. Если в поведении человека преобладают произвольные действия, то его поведение носит целенаправленный характер. Такой человек достигает в жизни многого.
Выполнение произвольных действий может происходить в условиях отсутствия каких – либо препятствий, мешающих этому, или в условиях, когда такие препятствия есть.
Принято считать волевыми действиями такие действия, выполнение которых предполагает преодоление различных трудностей и препятствий, мешающих достижению цели. Следовательно, воля – психический процесс сознательной регуляции человеком своей деятельности, направленной на преодоление препятствий, мешающих достижению поставленной цели.
Трудности и препятствия, встающие на пути цели бывают:
- внешние
- внутренние.
Внешние – объективные трудности, которые связаны со сложностью выполняемой деятельности, ее условиями, действиями других людей и обстоятельств (пространство и время – стоять в очереди, запреты различного рода).
Внутренние – субъективные и личные, мешающие выполнить намеченное. Они связаны с усталостью, болезнью, отсутствием интереса к деятельности, вредные привычки, влечения, желания.
Преодоление всех этих трудностей предполагает волевое усилие человека.
Волевое усилие – состояние нервно – психического напряжения, мобилизующее физические, интеллектуальные и нравственные возможности человека для преодоления препятствий, мешающих достижению поставленных целей. Воля как регулятор поведения деятельности человека выполняет две основные функции:
1-побудительная функция – выражается в создании волевого усилия, необходимого для выполнения тех действий, которые имеют недостаточный уровень побуждений или имеются внутренние и внешние препятствия, мешающие выполнению.
2-тормозная функция – заключается в создании волевого усилия для преодоления отвлекающих препятствий, для торможения нежелательных действий.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.