В бихевиоризме также различают первичные и вторичные информационные побуждения. Речь идет об унаследованных и приобретенных детерминантах поведения. Здесь имеют место разные уровни развития потребностей. Многие мотивационные отношения формируются на основе унаследованных безусловных реакций. Некоторые психологи считают, что человек полностью лишен инстинктов (Л.Я. Гальперин). В основе этого лежит понимание инстинктов как развернутых, завершенных форм стереотипного поведения.
У человека, действительно, произошел регресс инстинктов. Однако отдельные элементы инстинктов сохраняются и участвуют в биологическом поведении человека. Эти элементы включаются в более совершенные механизмы детерминации поведения. Человек не мог бы существовать без таких инстинктивных реакций, которые вызываются болью, температурой, потерей опоры, запахами и вкусом биологически вредных веществ и так далее. Для него также важно наследуемые мотивационные отношения к признакам противоположного пола, к ребенку и тому подобное. Но инстинктивное поведение человека трудно выявить, так как на них наслаиваются и начинают доминировать над ними мотивации, приобретенные в онтогенезе.
Актуальное и потенциальное состояние потребностей.
Актуализация потребности – ее представление на уровне психического отношения.
Актуализировавшись, потребность порождает эмоциональное отношение к отражаемым явлениям. Это отношение оценивает то или иное явление как нечто хорошее ил плохое, подлежащее усвоению и сохранению или избеганию, уничтожению. Однако для этого нужно отражать предмет, отличающий потребности. Если такого предмета нет, то можно обнаружить два возможных случая отражения потребностей:
1-Ряд важнейших потребностей отражается непосредственно без проекции во внешний мир. Это переживание голода, жажды, удушья, раздраженности и тому подобное. Обычно это плохо дифференцированные ощущения, по отношению к которым не приходится действовать. Назначение такого рода потребностей состоит:
а)в блокировке других потребностей.
б)в привлечении к этой потребности активности субъекта (в состоянии тревоги блокируются все другие потребности и человек ищет источник возможной опасности).
Поскольку в таком отражении потребности предмет не представлен, то невозможна направленная на определенный предмет активность. Здесь активность субъекта носит поисковый характер, а его поведение скорее неупорядочено, чем упорядочено.
2-Имеются потребности, для удовлетворения которых достаточно сохранять имеющиеся блага (жилище, территорию и т.д.).
Эти потребности не нуждаются в активной презентации психического отражения, достаточном, чтобы сигнализировались нарушения этих условий (покушение на жилище, детей и так далее).
Эти потребности актуально не переживаются, но всегда готовы вызвать переживания при нарушении необходимых для них условий.
Ряд потребностей не представляет собой первой жизненной необходимости, но они актуализируются проявлением соответствующих условий или предметом (хорошая погода зовет к прогулке). Таким образом, есть два способа актуализации потребностей:
1-эндогенный – связан со спонтанным обострением
2-экзогенный – обусловлен восприятием предметов
Эти способы взаимосвязаны и не исключают друг друга. Голод не только пробуждает поиск пищи. Это и потенциальная готовность к эмоциональному реагированию к появлению пищи.
Мотивы и установки.
В актуализации потребностей в отсутствие ее предмета можно выделить две основных фазы:
1-переходная фаза – состоит в постоянной готовности к эмоциональной реакции на предмет потребности
2-завершающая фаза – возникает эмоциональное отношение в ответ на появления предмета потребности
Потенциальная готовность к эмоциональной реакции на потребностно значимые предметы можно назвать установкой. Охотник, выжидающий дичь, имеет определенную установку, хотя на момент самой дичи нет. У него есть готовность к определенным действиям. Эта готовность меняется с появлением объекта. До этого момента готовность является потенциальной, так как охотник думает о чем – то другом, ожидая дичь. После появления объекта, она оказывается актуально переживаемой в виде эмоционального побуждения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.