Психология как наука. Современные представления о психики. Предмет психологии, страница 19

- б – группа дезорганизаторов – с ней необходимо начать безотлагательную борьбу. Можно:  

- попытаться развенчать ложный авторитет лидера группировки

- внедрить в группировку позитивную личность, которая могла бы заменить лидера в ней.

- перевести лидера в другое подразделение.

- расформировать данное подразделение и распределить членов этой группировки в другие.

- в – группа пассива – ей безразличны дела в коллективе. Они не мешают и не помогают. Необходимо их заинтересовать в деятельности коллектива и перевести в группу актива.

На этой стадии начинают действовать психологические механизмы (общественное мнение, соревнование и т.д.)

Третья стадия – характеризуется тем, что требования теперь предъявляются от каждого к каждому. Каждый чувствует свою ответственность за коллективные дела и каждый по собственной воле оказывает помощь другому.

Эмоции.

1)  Понятие об эмоциях.

Особый клан психических явлений образуют эмоции. Человек, воспринимая окружающий мир, предметы, события, происходящие в ем, не остается беспристрастным. Он определенным образом относится к познаваемому. Это не холодное, рассудочное отношение, а переживания определенного характера. Одни события его радуют, другие – вызывают негодование; одни вызывают удовольствие, другие – неудовольствие. Это все примеры так называемых эмоциональных явлений.

Эмоции – это психические явления, состоящие в непосредственном переживании человеком своего отношения к окружающим его предметам и явлениям, к самому себе и к другим людям.

Возникает вопрос, чем обусловлена такая пристрастность отражения окружающих предметов и явлений? Дело в том, что эти предметы и явления определенным образом связаны с потребностями человека и имеют определенный смысл, с точки зрения удовлетворения этих потребностей. Одни предметы и явления способствуют реализации этим предметам потребностей, а другие – препятствуют. Их жизненный смысл для субъекта и отражается в форме эмоций.

Эмоции – это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла, предметов, явлений и ситуаций, обусловленных отношением субъективных свойств и потребностям субъекта.

1)  Проблемы критерия эмоционального.

Эта проблема возникла в связи с тем, что некоторые ученые признавали существование эмоций, а другие отрицали эмоции как психическую реальность. Поэтому возникла проблема выделения критерия, с помощью которого можно было отграничить эмоции от других психических явлений.

В истории психологии возникло несколько подходов выделения критериев эмоционального:

Первый предложил Хебб (1949г. - публикации). Он считал, что эмоции относятся к первичным процессам и выделяются с помощью интуитивного процесса.

Второй предложил Карр (1928) и Хоудж (1935). Они в качестве критерия эмоционального предлагали характеристики ситуации, а именно – экстремальность конфликтной ситуации, исключающую возможность обычного адекватного поведения.

И при первом, и при втором подходе эмоции предполагалось расценивать путем наблюдения и интроспективного отчета. Таким образом, объективные критерии, характер ситуации не могут ничего дать без интуитивного, субъективного распознавания – эмоции.

Третий подход  разрабатывался в рамках Бихе. Здесь эмоциональные реакции служат для определения эмоциональных стимулов. Далее сами стимулы используются в качестве идентификации эмоциональных состояний. Таким образом, возникает первичный круг, который невозможно разорвать.

В этой схем в качестве третьего компонента используется еще физиологические изменения, но и в этом случае остается открытым вопрос о поиске объективного критерия эмоционального поведения.

Вудвардс (1928) считает первичным идентификацию эмоций на основе, интроспективных данных. Он считает, что достоверным критерием эмоционального является поведение, но при этом учитывает условия ситуации, вегетативные изменения и прошлый опыт субъекта.