Алтайский государственный технический университет
им. И.И.Ползунова
Барнаул 2001
В рамках философии моделирование рассматривается как один из видов познания.
В [1] моделирование определяется как изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон. В [2] оно же определяется как метод опосредованного познания, при котором изучаемый объект (оригинал) находится в некотором соответствии с другим объектом (моделью), причем объект–модель способен в том или ином отношении замещать оригинал на некоторых стадиях познавательного процесса.
Добавим к этому, что в литературе приводится очень много различных определений терминов “моделирование” и “модель”, отличающихся по стилистике, степени подробности и перечню существенных признаков этих понятий [2…7].
Будем в дальнейшем использовать следующие “рабочие” определения этих понятий.
Модель – это материальный или идеальный (мысленно представляемый) объект, которым может быть замещен объект-оригинал при изучении некоторых его характеристик.
Моделирование – получение модели, способной замещать объект-оригинал в нужных исследователю отношениях, и оперирование с этой моделью с целью получения нужной информации об объекте-оригинале.
Замечание В.1. Выделенные в “рабочем” определении два этапа моделирования являются укрупненными и будут в дальнейшем рассмотрены более детально.
Уточним, что изучение какого-либо существующего объекта производится с целью познания закономерностей его функционирования. Знание таких закономерностей позволяют прогнозировать реакции объекта на внешние воздействия или его внутренние изменения. ( Моделирование тем самым позволяет ответить на вопрос “Как поведет себя объект, если …”).
Моделирование может быть осуществлено и по отношению к мысленно представляемому объекту (в частности, по отношению к некоторой идеальной системе). В этом случае моделирование позволяет также решать задачу прогнозирования характеристик такого объекта.
Основным методом изучения объектов является эксперимент. Необходимость в моделировании возникает в тех случаях, если затруднено или невозможно непосредственное экспериментальное исследование объекта-оригинала.
Это может иметь место в связи с
- недопустимо большими материальными затратами на проведение исследования;
- недопустимо большой длительностью проведения исследования;
- возможностью разрушения объекта при проведении исследований;
- принципиальной недоступностью или ненаблюдаемостью объекта-оригинала (например, исследование космических явлений или явлений микромира).
- опасностью исследований для экспериментатора (например, в условиях высокой радиации).
Очевидна необходимость моделирования при изучении идеальных объектов, поскольку по отношении к ним в принципе не может быть выполнено экспериментальное исследование.
Наиболее полное представление о моделировании дает совместное рассмотрение всех "сторон-участников" моделирования. Таких "участников" три: "субъект" - инициатор моделирования и пользователь его результатов, "объект-оригинал" — предмет моделирования и "модель" — отображение объекта-оригинала (рис. 1.1).
4
1 3
|
|
Изобразим на рисунке с помощью стрелок отношения между “участниками” моделирования. Стрелка 1 символизирует желание субъекта познать объект путем его изучения, стрелка 2 - отображение моделью некоторых свойств объекта-оригинала, двунаправленная стрелка 3 –оперирование субъекта с моделью, стрелка 4 – воздействие субъекта на объект после его изучения (изменение или создание объекта).
В рамках одновременного рассмотрения трех “участников” моделирования приведем еще одно определение термина “модель” [6]: модель представляет собой своеобразный инструмент познания, который исследователь ставит между собой и объектом и с помощью которого он изучает этот объект. Можно также кратко сказать, что модель играет роль “посредника” в процессе познания объекта.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.