40. Существует посылка, согласно которой выборы означают начало необратимого процесса, ведущего к демократии, и после демократических выборов трудно вернуться к авторитарному правлению. Другая посылка сводится к тому, что лидеры, выгадывающие от распада авторитарного режима, также выгадывают и от последующего упрочения демократии. Обе посылки являются неточными. Выборы, не подготовленные надлежащим образом и проходящие не в заранее созданных по возможности наилучших условиях, часто приводят к «номинальной» демократии и радикализованной политике и подрывают компромисс среди заинтересованных сторон и усилия по созданию коалиции. Это особенно актуально в ситуациях, в которых институты, обеспечивающие верховенство права, являются слабыми и неспособными руководить политическими прениями и регулировать конфликты.
VI. Вывод
41. Перед Ираком стоит трудная задача изыскания институтов, способных направить политический состязательный процесс в законное русло. В ходе этого процесса будут приняты решения в отношении пределов и практики новой политической системы, прав и обязанностей граждан, того, как представлять волю народа, как добиться консенсуса о будущем государства и как обеспечить соблюдение универсальных принципов, таких, как уважение прав человека и демократическое управление.
42. Вследствие более трех десятилетий деспотического правления без базовых элементов верховенства права, разрушенной экономики, разоренной страны, распада государственных институтов, слабой политической воли к примирению и недоверия среди некоторых иракцев, условия в Ираке являются устрашающими. Ирак страдает от обычных недугов стран, не сумевших наладить демократическое правление: нищеты, слабого — если он вообще имеется — опыта демократии и традиции поддержания внутренней стабильности за счет угнетения и насилия. Мы должны быть реалистами в том, что касается перспектив и темпов реформы; нужно время для того, чтобы провести широкие консультации и добиться консенсуса по трудным вопросам. Крайне необходим тщательный, не поспешный консультативный процесс. Вместе с тем миссия с признательностью отмечает, что после десятилетий авторитаризма иракцы горят желанием открыть новую главу в их истории через поиск политических решений их проблем на основе достижения консенсуса. Существенно важно то, что термин «тавафук» (т.е. достижение консенсуса) вновь и вновь звучал во всех наших беседах.
43. Трудности налаживания законного политического процесса, который приведет к избранному на демократической основе правительству, являются огромными. Обеспечение безопасности по всей стране, укрепление доверия среди иракского народа, разработка проекта конституции и достижение консенсуса между различными иракскими группировками — это громадные проблемы. Эти проблемы будут стоять перед Организацией Объединенных Наций, когда она возьмет на себя «жизненно важную роль», которую, как говорят нам и народ Ирака, и международное сообщество, они хотят, чтобы играла Организация Объединенных Наций. Одной только международной легитимности Организации Объединенных Наций недостаточно для обеспечения успеха этого процесса. Многое будет зависеть от роли иракцев и их готовности к компромиссу в интересах их нации, а не в секторальных или индивидуальных интересах. Многое будет также зависеть от того, какой мандат будет дан Организации Объединенных Наций Советом Безопасности, что будет делать Организация Объединенных Наций и как иракцы, региональные субъекты и международное сообщество в целом будут воспринимать то, что она делает, и насколько хорошо она будет играть свою роль.
44. Иракцы искренне считают, что чем скорее будет создано иракское правительство, тем лучше, дабы можно было восстановить у народа Ирака чувство достоинства и контроля над своей судьбой. С этой целью они не хотят никаких задержек в восстановлении иракского суверенитета. Практически каждый иракец, с кем встречалась миссия, подчеркивал, что 30 июня 2004 года — это крайний срок, который должен соблюдаться.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.