Политический переходный процесс в Ираке: доклад миссии по установлению фактов, страница 20

35. Однако ни по одному из этих вопросов не предлагается удовлетворительного решения. Для разработки макета бюллетеня необходимо будет ответить на множество вопросов, касающихся процедур проведения выборов. Так, до окончательной подготовки макета бюллетеня необходимо определиться с внутренними процедурами, регламентирующими условия выдвижения партий/кандидатов. Определение порядка территориального прикрепления избирателей также сопряжено с серьезными проблемами, которые имеют чрезвычайно важное значение для любого органа, отвечающего за организацию выборов, однако этот вопрос также предлагается решать не на основе неукоснительного применения какого-либо метода, а руководствуясь «здравым смыслом», что, вероятно, породит серьезнейшие проблемы в день выборов. Расходы на проведение выборов в пересчете на одного избирателя оцениваются приблизительно в 5 долл. США, но при этом не указывается, на чем основана эта оценка. Вместе с тем для первых выборов в переходную ассамблею эта оценка (5 долл. США на каждого избирателя) представляется сильно заниженной, особенно с учетом необходимости создания инфраструктуры, набора и подготовки кадров и формирования совершенно нового органа по управлению проведением выборов.

36. К тому же, что еще важнее, в этом предложении не признается последовательный характер действий по подготовке к проведению вызывающих доверие выборов: в нем прямо говорится, что для экономии времени большинство операций можно проводить параллельно. По этим причинам данный документ нельзя считать убедительным доказательством практической возможности проведения в Ираке вызывающих доверие выборов до 30 июня 2004 года, хотя он и содержит интересные предложения. На самом деле, как показывает опыт Организации Объединенных Наций и анализ ситуации, очевидно, что проведение выборов до передачи власти 30 июня 2004 года практически невозможно. Для того чтобы иметь возможность провести вызывающие доверие прямые выборы членов представительного органа, необходимо перенести их на более позднюю дату, чем установленный конечный срок, а в ходе их подготовки и проведения выполнить ряд условий, касающихся как важнейших промежуточных критериев (правовой и организационной базы), так и характера и процедур выборов.

IV. Вызывающие доверие выборы: предварительные условия и сроки проведения

A. Введение

37. Предусмотренный в Соглашении срок 30 июня 2004 года поддерживается всеми без исключения национальными и международными участниками как дата восстановления суверенитета Ирака. Однако ни проведение собраний (включая ряд предложенных «изменений»), ни прямые выборы нельзя рассматривать как практически осуществимые способы избрания переходной национальной ассамблеи в установленные сроки. В этих условиях предпочтительнее создать переходное правительство, которое на промежуточном этапе выполняло бы функции органа управления до тех пор, пока не будут созданы условия для проведения выборов.

38. В соответствии с этим планом предлагается создать структуру с ограниченным мандатом, которая 30 июня 2004 года взяла бы на себя функции промежуточного правительства. Для ограничения срока пребывания у власти этого временного правительства необходимо будет установить четкий график для проведения выборов в кратчайшие сроки. В рамках последующего избирательного процесса будет сформирована избранная населением Ирака ассамблея, на которую будут возложены задачи подготовки конституции и выполнения законодательных функций в переходный период.