Политический переходный процесс в Ираке: доклад миссии по установлению фактов, страница 17

b) что касается второй группы (иракцев, проживающих за рубежом), то в предложении предусматривается, что они должны пройти регистрацию и принять участие в голосовании за рубежом. Регистрация иракских избирателей в специально созданных для этого центрах будет компьютеризирована, и собранные данные будут направляться в компьютерный центр в министерстве торговли, где будет проводиться их проверка для недопущения двойной регистрации. Утверждается, что, если будет применяться эта система, для проведения регистрации потребуется всего один месяц, а последующий процесс проверки для недопущения двойной регистрации займет всего две недели;

с) наконец, в отношении третьей группы (незарегистрированных иракцев) предлагается провести частичную регистрацию лиц, не включенных в базу данных. По оценкам, для проведения этой частичной регистрации потребуется один месяц.

24. В целом данное предложение предусматривает, что для подготовки списков избирателей потребуется примерно два месяца, включая один месяц на проведение регистрации (как на территории Ирака, так и за рубежом), две недели на окончательную проверку для недопущения двойной регистрации и две недели на тиражирование списков. Предполагалось, что в течение этого периода будет проведено объединение различных баз данных (базы данных по карточной системе, базы данных по северным мухафазам и базы данных о вновь зарегистрированных избирателях). Таким образом, как явствует из этого предложения, подготовить список избирателей для проведения выборов до предлагаемого конечного срока 30 июня 2004 года возможно.

Правовая и организационная база

25. Авторы предложения предлагают для экономии времени использовать прежний закон о выборах, внеся в него необходимые поправки. Отсутствие положений, регулирующих деятельность политических партий, также считается непринципиальной проблемой, поскольку предлагается вариант, который позволял бы участвовать в выборах «отдельным кандидатам» (а не политическим партиям). Вместе с тем в ходе последующих обсуждений было высказано мнение, что участие политических партий могло бы регулироваться законом 1960 года о комитетах. Что касается органов, регулирующих проведение выборов, то в плане предусматривается следующая иерархическая структура: а) высший комитет контроля за проведением выборов (на национальном уровне); b) главный комитет в каждой мухафазе (18 комитетов); с) организационный комитет в каждом районе (104 комитета); d) подкомитеты на сельском уровне (285 комитетов) и е) избирательные центры для регистрации и голосования (30 000).

26. В предложении указывается, что членский состав различных комитетов должен определяться в соответствии с критериями, установленными высшим комитетом, отвечающим за контроль за проведением выборов. Затем комитеты должны распределять функции на своей территории, отбирать и готовить персонал в соответствии с планом, утвержденным высшим комитетом в сотрудничестве с министерствами планирования, торговли и внутренних дел. Избирательный центр (или центр голосования) является низовой административной единицей, отвечающей за проведение голосования и подсчет голосов и передачу результатов вышестоящему органу. Все организационные мероприятия должны напрямую контролироваться вышестоящим в предложенной пирамидальной организационной структуре избирательным органом. Наконец, в предложении предусматривается, что весь процесс должен утверждаться и контролироваться Организацией Объединенных Наций.

Безопасность