Политический переходный процесс в Ираке: доклад миссии по установлению фактов, страница 7

29. Многие иракцы подчеркивали крайнюю необходимость новых инициатив для восстановления доверия, содействия всеобщему охвату и изучения новых вариантов. Другие иракцы утверждали, что выход из этого тупика заключается в том, чтобы Организация Объединенных Наций, действуя в партнерстве с иракцами, Коалиционной временной администрацией и соседями Ирака, помогла иракцам добиться консенсуса в отношении политических рамок, что приведет к выработке «дорожной карты» для перехода к новой форме управления, и помогла в создании переходного правительства, дабы довести эту работу до плодотворного завершения.

V. Избирательный процесс

30. Анализ избирательного процесса и связанные с этим подробности в полной мере излагаются в техническом анализе, подготовленном членами миссии Организации Объединенных Наций, занимающимися оказанием помощи в проведении выборов (см. добавление II).

31. В странах с прочными демократическими традициями график избирательного процесса можно легко составить с учетом того, что большинство правовых и институциональных рамок уже существуют. Поскольку механизм уже создан, а правила игры четко определены и согласованы со всеми заинтересованными сторонами, необходимо лишь оказать некоторую незначительную поддержку для того, чтобы до конца отладить то, что уже существует, прежде чем приступать к проведению избирательного процесса, который включает довольно четкие временные сроки.

32. Однако в переходных ситуациях избирательный процесс часто должен начинаться с нуля, и при этом с нуля же должны создаваться все элементы, требующиеся для того, чтобы сделать возможной подготовку и проведение этого процесса. Время, требующееся для создания необходимых предварительных условий, определить нелегко, в частности в том, что касается условий, связанных с политическим консенсусом. Следовательно, приблизительные временные рамки для организации переходных выборов можно установить лишь тогда, когда будут выполнены три основных условия. Такими условиями являются: a) наличие правовых рамок; b) наличие институциональных рамок; и c) наличие требующихся ресурсов.

33. В Ираке не существует ни одного из этих условий и отмечаются значительные разногласия по поводу большинства основополагающих аспектов. По сути дела, миссия установила, что в основном прения сосредоточены на оперативных аспектах, таких, как списки избирателей, и что в то же время игнорируются правовые, политические рамки и рамки безопасности, без которых выборы происходить не могут.

34. График избирательного процесса неизбежно зависит от того, какой способ будет выбран: выборы на основе единого (национального) округа с использованием системы пропорционального представительства и партийных списков будет легче (и быстрее) организовать, чем выборы с использованием системы «первого пришедшего к финишу» с большим числом одномандатных округов. Вопрос о списке избирателей является деликатным, и от того, какой способ будет выбран для составления пользующегося доверием списка избирателей, будет зависеть продолжительность всего процесса.

35. Что касается составления заслуживающего доверия списка избирателей, то можно испробовать ряд различных вариантов; традиционно в Ираке списки избирателей составлялись на основе результатов переписи населения. Этот вариант не осуществим, поскольку, согласно оценкам, полномасштабная перепись займет до пяти лет, включая период подготовки. Более того, порядок прикрепления к избирательным участкам при этом варианте создает серьезные проблемы. Есть еще два варианта: провести целенаправленную кампанию по регистрации избирателей (возможно, это предпочтительный вариант) или составить список избирателей на основе существующих баз данных (таких, как база данных о системе государственного распределения — «карточной системе»). Вместе с тем важно отметить, что в обоих случаях, но особенно в последнем, неизбежен период социального подтверждения подлинности, т.е. период, в течение которого первоначальные данные демонстрируются общественности и корректируются по мере необходимости.