Политический переходный процесс в Ираке: доклад миссии по установлению фактов, страница 25

58. Раньше в Ираке выборы организовывало министерство внутренних дел и надзор за ними осуществляли судебные органы. И в этом случае многие иракцы указывали на эту модель в качестве исторического прецедента, однако необходимо, чтобы все участники достигли согласия в отношении этой процедуры и убедились в том, что она станет эффективным способом управления процессом на достоверной, беспристрастной и эффективной основе. В значительном числе выборов в переходный период первостепенное значение имеет вопрос о доверии, и поэтому было отдано предпочтение модели абсолютно независимого избирательного органа. При определении того, какая из различных моделей органа, управляющего проведением выборов, является уместной в случае Ирака, важно, чтобы избирательный орган пользовался доверием участников и был надежным.

С. Институциональное строительство

59. С тем чтобы организовать в Ираке проведение каких?либо выборов в ближайшем будущем, необходимо как можно скорее создать вызывающий доверие независимый избирательный орган. Хотя, видимо, нет необходимости иметь полностью сформировавшийся избирательный административный орган, функционирующий до начала избирательного процесса, чрезвычайно важно, чтобы избирательный орган в основном наличествовал и функционировал, с тем чтобы можно было провести общее предварительное планирование, трансформировать избирательные рамки в оперативные процедуры и положения, а также инициировать осуществление оперативного плана.

60. Помимо необходимости создания избирательного органа, в равной степени важно наладить функциональное административное управление выборами. Этот элемент часто игнорируется при определении предварительных условий для выборов в переходный период, хотя он и является одним из основополагающих. Для гарантирования успеха избирательного процесса избирательный орган должен быть нейтральным и беспристрастным; однако в равной степени важно, чтобы он также был эффективным. Выборы представляют собой сложную материально-техническую и административную задачу, и, возможно, самую крупную материально-техническую задачу, которую страна может выполнить в мирное время. Создание избирательного административного органа, способного осуществлять процесс, подразумевает массовый набор и подготовку персонала на централизованном и децентрализованном уровне. Эта задача должна быть успешно решена до начала осуществления оперативного плана. Следует отметить, что наличие компетентных сотрудников в избирательном административном органе не является достаточным; они также должны пройти подготовку, касающуюся новых процедур и способов проведения выборов. Кроме того, необходимо провести надлежащую оценку и учет времени, необходимого для внедрения их в административную структуру.

61. До развертывания избирательного процесса необходимо также принять меры для создания структуры, которая будет решать задачу реагирования на связанные с выборами жалобы и урегулирования связанных с выборами споров. Задача урегулирования связанных с выборами жалоб может быть возложена либо на судебные органы и избирательные учреждения, либо на квазисудебный трибунал. В число нескольких вопросов, которые считаются существенно важными для планирования этого процесса, особенно когда речь идет о национальных выборах, входят такие вопросы, как: а) наличие равного общенационального доступа к механизму урегулирования связанных с выборами споров; b) урегулирование споров в единообразном порядке на территории всей страны; и с) восприятие компетентного органа в качестве внушающего доверие и огражденного от ненадлежащего политического влияния. Раньше в Ираке надзор за процессом выборов осуществляли судебные органы. При принятии решения о том, следует ли продолжить такую практику, необходимо решить вопрос о состоянии судебной системы в переходный период, вопрос о том, разрабатывается ли новый институциональный план для организации выборов и управления ими, и, в конечном счете, вопрос о политической приемлемости для всех иракских политических действующих лиц.