Политический переходный процесс в Ираке: доклад миссии по установлению фактов, страница 18

27. В предложении также рассматриваются проблемы безопасности и перечисляются шаги, которые гарантировали бы безопасную обстановку и достаточность сил безопасности, необходимых для успешного проведения выборов. Авторы предложения утверждают, что в большинстве районов Ирака обстановка безопасна уже сегодня, а в других районах безопасность можно обеспечить благодаря принятию в день выборов конкретных мер с использованием как иракских, так и коалиционных сил безопасности. Среди элементов, позволяющих уменьшить угрозу безопасности, назывались следующие моменты: a) чувство патриотизма, которое испытывают большинство иракцев, рассматривающих проведение выборов как средство достижения национальной независимости и обеспечение вывода иностранных войск; b) наличие новых иракских сил безопасности (армии, полиции, сил гражданской обороны и структур, обеспечивающих охрану различных объектов), создание и подготовка которых началась под контролем Коалиции; c) наличие более 160 000 военнослужащих сил Коалиции в большинстве мухафаз страны; d) тот факт, что ряд политических сил и движений, выступающих на политической арене, пользуются поддержкой населения; e) влияние племен, которое можно использовать для обеспечения безопасности и успешного проведения выборов; и f) влияние религиозных и светских лидеров.

28. В предложении также указывается, что потребуется создать общенациональный высший комитет по вопросам безопасности, который мог бы возглавить один из членов Руководящего совета Ирака или министр внутренних дел. В этот комитет вошли бы, среди прочего, представители вооруженных сил, полиции, сил гражданской обороны, сил по охране учреждений, аппарата сил безопасности, нового аппарата разведки и совета племенных вождей и религиозных лидеров и руководители политических движений и сил или их представители. Для каждого избирательного центра предлагается создать аналогичные комитеты по вопросам безопасности, включающие представителей местного совета, полиции, «имамов», вождя или вождей племен, проживающих в данном районе, организаций женщин и видных деятелей из этого района. В день проведения выборов предлагается принять ряд конкретных мер, в том числе закрыть все границы за 72 часа до голосования, ограничить передвижение в день голосования и т.д. Также высказывается возможность проведения частичных выборов, главным образом в «более безопасных» районах, или «поэтапное» проведение выборов вместо проведения выборов по всей стране в течение одного дня.

B. Оценка: вопрос списков избирателей

29. Один из наиболее деликатных и спорных вопросов в связи с проведением прямых выборов связан с необходимостью подготовки вызывающих доверие и содержащих самую свежую информацию списков избирателей. Неудивительно, что в предложении, обосновывающем практическую возможность проведения выборов до 30 июня 2004 года, столь большое место занимает план своевременной подготовки списков избирателей для скорейшего проведения выборов.

Перепись населения и база данных в области общественной информации

30. Традиционно избирательные списки в Ираке составлялись на основе данных переписей населения. Последняя перепись проводилась в Ираке в 1997 году, однако доверие к ее результатам необратимо подорвано в силу широко распространенного мнения об активной подтасовке ее результатов прежним режимом. Кроме того, в результате действий прежнего режима и последствий войны в последние несколько лет происходило массовое перемещение населения. В настоящее время не существует списков избирателей, подготовленных на основе данных переписи населения, которые можно было бы обновить и использовать для проведения прямых выборов в установленные сроки.