Политический переходный процесс в Ираке: доклад миссии по установлению фактов, страница 5

18. В Соглашении уделяется значительное внимание переходной национальной ассамблее — легислатуре, которой будет передан суверенитет Ирака. Что касается временного правительства, то разъясняется, что члены национальной ассамблеи изберут исполнительную власть, а также назначат министров. Нет никаких деталей в отношении процесса выбора руководителя этой исполнительной власти или ее мандата. Не будет никаких прямых выборов в эту национальную переходную ассамблею. Ее члены будут выбираться «избирательным собранием мухафазы», так чтобы представлять мухафазу на основе ее процентной доли в составе населения Ирака. Отбор кандидатов для участия в собрании будет организовываться и утверждаться организационными комитетами, состоящими из лиц, назначенных Руководящим советом и советами мухафаз и местными советами.

19. Иракцы, выступающие против этого плана, возражали на том основании, что советы мухафаз и местные советы были созданы и поддерживались военными командирами Коалиции и что, хотя Руководящий совет предположительно должен быть распущен, его члены будут иметь право быть избранными в ассамблею, хотя они сами будут устанавливать критерии для выборов. Многие иракские собеседники также предостерегали в отношении того, что исходя из этого Соглашения к марту 2005 года будут созданы две ассамблеи: «выборная» национальная законодательная ассамблея и избранная конституционная ассамблея, причем обе они будут работать одновременно, что может создать возможности для политических распрей.

20. Следует напомнить, что своими корнями нынешний политический тупик восходит к июню 2003 года и спору вокруг процесса разработки конституции страны конституционным собранием, «выбранным» Коалиционной временной администрацией; в результате этого аятолла Систани издал «фатву», требующую, чтобы проект конституции страны разрабатывала избранная учредительная ассамблея.

IV. Главные замечания

21. Как упоминалось ранее, возник тупик по поводу вопроса о прямых выборах или процессе на основе собраний, предписываемом в Соглашении. В конце длительных обсуждений, проведенных миссией как на политическом, так и на техническом уровнях, в Ираке начал формироваться консенсус в отношении того, что будет крайне сложно и возможно даже опасно пытаться организовать всеобщие выборы до 30 июня 2004 года. Также имелся консенсус в отношении того, что система собраний, как она задумана сейчас, не является жизнеспособным вариантом. Сама Коалиционная временная администрация признает, что было бы непрактично пытаться реализовать эту систему, которая является абсолютно чуждой иракцам. Необходимо разработать и осуществить другие варианты. Однако это может быть сделано только самими иракцами на основе диалога и достижения консенсуса.

22. Само собой разумеется, что никто не отрицает важность выборов. Во?первых, право участвовать в управлении своей страной является одним из основных прав человека. Это право провозглашено и гарантируется во Всеобщей декларации прав человека и в Международном пакте о гражданских и политических правах и признается во многих других договорах и декларациях. Страны и народы по всему миру признают, что свободные и справедливые выборы являются важной вехой в континууме демократизации и важным средством оглашения воли народа, что лежит в основе самой правительственной власти.

23. Во?вторых, среди всех иракцев существует консенсус в отношении того, что выборы являются важным шагом вперед на длительном пути к установлению демократической формы управления на основе верховенства права. Выборы сами по себе не представляют собой демократии. Они являются не целью, а лишь шагом — пусть важным и крайне необходимым — на пути к мирному, стабильному и единому Ираку. Много прений посвящено созданию временной законодательной ассамблеи. По сути дела, многие иракцы задаются вопросом о том, действительно ли законодательная ассамблея будет нужна в течение короткого переходного периода. Не будет ли проще и эффективнее добиться консенсуса в отношении создания временного, промежуточного правительства с четкими и ограниченными полномочиями на подготовку страны к свободным и справедливым выборам и на управление страной в течение переходного периода и процесса его создания?