Политический переходный процесс в Ираке: доклад миссии по установлению фактов, страница 15

16. Однако различные административные «коррективы», вносимые в модель собраний для того, чтобы сделать ее более всеобъемлющей и обеспечивающей более широкое участие, не могут в полной мере устранить исконно присущие ей недостатки. Они неизбежно осложнят процесс ее реализации, в результате чего эта модель будет еще менее транспарентна для общественности, а для ее реализации потребуется больше времени. Единственный способ действительно сделать модель собраний более всеобъемлющей и обеспечивающей более широкое участие — это превратить данный процесс в механизм непрямых выборов, организуемых нейтральной административной структурой, так чтобы при этом на общенациональном уровне были определены стандартные процедуры, которые одинаково применялись бы по всей стране. Такая коренная перестройка этого процесса предполагала бы выполнение почти всех требований избирательной системы, хотя при этом не достигался бы уровень всеобщих выборов. Ясно, что в нынешних условиях нет времени для такого предприятия.

17. В качестве важного момента следует отметить, что предлагался ряд вариантов организации частичных выборов в целях повышения легитимности и авторитетности собраний. Эти предложения не поднимаются до уровня прямых выборов, требуют практически такой же подготовки, хотя при этом нет положительных сторон общенародного голосования, и, кроме того, их невозможно реализовать в установленные сейчас сроки. В числе предлагавшихся вариантов были следующие: проведение референдума по списку кандидатов на уровне мухафаз; проведение выборов делегатов — участников собраний; организация прямых выборов из списков кандидатов; и, наконец, применение системы поэтапных собраний — модели трехступенчатых выборов снизу доверху, ведущих к отбору районных делегатов.

18. Еще одна категория предложений — это «гибридные» планы, сочетающие собрания и прямые выборы. Например, один из таких планов предусматривал проведение выборов в Багдаде и других городах и проведение собраний в остальных частях страны; другой план предусматривал проведение выборов в «более безопасных» районах (на юге и севере страны) и проведение собраний в «небезопасных» районах (это в основном «суннитский треугольник»). Эти варианты не только наносят ущерб понятию национального единства, но и сочетают в себе недостатки обеих моделей, но не решают при этом ни один из основных вопросов. В частности, они не устраняют основные препятствия на пути подготовки и организации прямых выборов, поскольку предполагается, что соображения безопасности — это единственный фактор, который следует учитывать при решении вопроса о практической возможности скорого проведения выборов. На самом же деле, как будет ясно показано ниже, при рассмотрении вопроса о возможности проведения переходных выборов абсолютно необходимо учитывать ряд дополнительных элементов, начиная с политических договоренностей и кончая техническими и практическими соображениями.

19. В заключение следует констатировать: ясно, что нет никаких реально осуществимых вариантов существенной корректировки модели собраний в сроки, определенные Соглашением, таким образом, чтобы в результате этого были бы сняты политические возражения против первоначальной модели или чтобы эта модель стала бы приемлемой в техническом отношении для ее реализации в предлагаемые сроки.

III. Проведение прямых выборов к 30 июня 2004 года

А. Выборы или назначение

20. Согласно общепринятому мнению, наилучшим способом избрания ассамблеи, которая была бы подлинно представительной и обладала легитимностью в вопросе назначения правительства Ирака, является проведение прямых выборов. Особенность нынешнего переходного периода обусловлена наличием оккупирующей державы и наследием прежнего режима, что делает более настоятельными требования в отношении обеспечения транспарентного и широкого представительства. В этих условиях иракский народ выразил пожелание как можно скорее сформировать легитимное и суверенное правительство Ирака, а лучше всего это сделать путем проведения выборов.