Политический переходный процесс в Ираке: доклад миссии по установлению фактов, страница 24

54. В ходе обсуждений миссии выявилось отсутствие консенсуса относительно того, кто считается имеющим право голосовать в том или ином конкретном избирательном округе. Основная мысль заключалась в том, что такое право будет зависеть от места рождения избирателя, а не от места его проживания. Такой вариант вызывает довольно серьезную озабоченность, в значительной степени практического характера, а в некоторых отношениях такая озабоченность носит деликатный политический характер. Некоторые представители суннитов требовали использовать перепись населения 1957 года в качестве основы для определения права голоса, поскольку после нее многие люди из мухафаз переехали в Багдад, и поэтому они не должны иметь право голосовать за столичных представителей. Как представляется, более деликатный вопрос заключается в праве голоса в Киркуке и других районах, где при прежнем режиме осуществлялась принудительная арабизация. Несколько представителей курдов выразили надежду на то, что до проведения выборов должно быть разрешено вернуться лицам, высланным из Киркука, с тем чтобы они могли голосовать в их районе, и что «новым» арабским жителям не будет разрешено голосовать в Киркуке, поскольку они поселились там при прежнем режиме. Вместе с тем следует отметить, что арабы и туркмены, живущие в Киркуке, жалуются на преследования со стороны курдов.

55. Помимо критериев для предоставления избирательных прав, были предложены критерии, позволяющие отказывать в их предоставлении по юридическим или административным основаниям. Согласно международным стандартам, в избирательных правах обычно отказывается лицам, считающимся невменяемыми, лицам, осужденным за некоторые виды тяжких уголовных преступлений, или, в некоторых странах, сотрудникам национальных сил безопасности. В общем, в ходе обсуждений проявилось охотное согласие в отношении невменяемости; однако что касается судимости и статуса сотрудника сил безопасности, то мнения разошлись.

56. В равной по сравнению с определением правил для права голоса степени стало определение того, кто может быть кандидатом. До даже рассмотрения вопроса о требованиях относительно выдвижения кандидатов важно решить вопрос об участии политических партий и их роли в процессе выдвижения. Некоторые иракцы, с которыми беседовала миссия, считают, что исторически иракская избирательная система отдавала предпочтение независимым кандидатам, без выдвижения политическими партиями. Эти иракцы исходили из того, что будущие выборы также должны отражать этот подход, подразумевая принятие мажоритарной системы и более ограниченную роль политических партий. Сторонники пропорционального представительства выступают против этой позиции и утверждают, что политические партии должны быть главной опорой процесса. В любом случае, необходимо урегулировать вопрос о политических партиях и рассмотреть вопрос о том, как действовать в условиях отсутствия законодательства о политических партиях. Кроме того, эти решения повлияют на то, могут ли отдельные лица и политические партии и/или неполитические партийные организации выдвигать кандидатов. Аналогичным образом, это повлияет на формирование коалиций и выдвижение независимых кандидатов, что окажет определяющее воздействие на развитие политической жизни в Ираке.

Кто руководит процессом выборов?

57. Одним из главных элементов применительно к доверию к выборам является качество избирательного органа, вера в его беспристрастность и его эффективность управления процессом. Решение о том, кто будет управлять процессом и осуществлять над ним надзор, имеет решающее значение для успешной подготовки и проведения выборов. Создание избирательного органа связано не только с административным обеспечением выборов (ответственность за организацию и проведение процесса), но и с их судебным обеспечением (урегулирование споров, возникших в связи с выборами).