Политический переходный процесс в Ираке: доклад миссии по установлению фактов, страница 8

36. Как уже указывалось, обобщенную оценку можно составить на основе предыдущего опыта и обычных задач, требующихся для выборов представительного органа. Необходимые этапы подготовки этого процесса включают, в частности, определение всех избирательных процедур и подготовку необходимых процедурных руководств, регистрацию политических партий и/или кандидатов, подготовку постановления, определяющее порядок финансирования политической деятельности, подготовку постановления, касающегося проведения избирательной кампании, аккредитацию наблюдателей за выборами, начало осуществления инициатив в области общественной информации и просвещения избирателей, приобретение и подборка избирательных материалов (для различных избирательных операций), составление карты и выбор мест расположения избирательных участков и постановка задач, материально-техническая подготовка к голосованию, подсчету голосов и подведению итогов. Кроме того, если будет принято решение о том, чтобы разрешить регистрацию и голосование для иракцев за границей, необходимо будет установить регламентационные рамки и наметить полный оперативный план для голосования за пределами страны.

37. В странах с условиями и характеристиками, схожими с Ираком, можно говорить о том, что минимальное время, требующееся для подготовки заслуживающих доверия переходных выборов, составит не менее восьми месяцев с момента, когда будут выполнены три указанных выше условия. Иначе говоря, когда политические договоренности будут оформлены в правовых рамках и когда будет создана основа для функционального органа по управлению выборами и будут выделены необходимые ресурсы. Если, как предполагается, выборы должны быть проведены к январю 2005 года, к маю 2004 года необходимо будет достичь основных договоренностей, которые заложат основу избирательного закона.

38. Одним из предварительных условий для проведения свободных и справедливых выборов в Ираке является улучшение обстановки в плане безопасности. Отсутствие безопасности может привести к крупным беспорядкам, которые подорвут процесс управления выборами, изменят установленные сроки и поставят под угрозу общее доверие к этому процессу. Не менее важным является наличие условий, позволяющих соблюдать гражданские и политические права кандидатов, партий и избирателей, обеспечивающих свободное проведение кампании и свободу выбора и гарантирующих свободу слова, самовыражения, информации, собрания, движения и ассоциации в ходе выборов. Хотя переходные условия не всегда являются наиболее благоприятными для проведения заслуживающих доверия выборов, необходимо обеспечить минимальные условия для того, чтобы процесс был успешным и чтобы его результаты были признаны всеми сторонами. Поэтому безопасность является одним из главных обусловливающих факторов, обеспечивающих легитимность этого процесса. Нынешние условия, приводящие к широко распространенным опасениям и тревоге среди населения, являются одним из главных препятствий для успешного проведения выборов. Наличие боевиков (особенно если они связаны с политическими движениями) может также быть источником принуждения и запугивания, что будет подрывать политическую авторитетность всего этого процесса.

39. Важно, чтобы за избирательной кампанией и самими выборами следили независимые наблюдатели. Правила, регулирующие деятельность средств массовой информации, а также усилия международного сообщества по предоставлению беспристрастной информации, могут оказаться крайне важными. Кроме того, эти первые выборы создадут возможность для демократического расширения полномочий, и в этих условиях можно будет обучить местные группы функциям наблюдателей за средствами массовой информации и за голосованием.