Политический переходный процесс в Ираке: доклад миссии по установлению фактов, страница 16

21. Иракцы, с которыми беседовали члены миссии, в целом придерживались мнения, что прямые выборы действительно являются наилучшим источником легитимности представительного органа; разногласия возникали лишь в вопросе сроков их проведения. В частности, споры вызывал вопрос о том, возможно ли проведение выборов до установленного срока 30 июня 2004 года. Главные сторонники проведения выборов до 30 июня 2004 года выдвигали аргументы, согласно которым проведение выборов до намеченной даты передачи полномочий не только желательно, но и возможно с технической и административной точек зрения. Миссии Организации Объединенных Наций по установлению фактов был представлен ряд документов, подкрепляющих эту позицию.

22. Противники скорейшего проведения выборов утверждали, что проведение выборов на столь раннем этапе вызовет слишком сильный раскол в обществе и может стать причиной гражданского конфликта. При этом они также утверждали, что с административной и технической точек зрения для организации до 30 июня 2004 года вызывающих доверие выборов просто не хватит времени. В основе их аргументации лежат следующие три основных довода: отсутствие закона о выборах, отсутствие вызывающего доверие списка избирателей и положение в области безопасности, не позволяющее провести свободные и справедливые выборы.

Списки избирателей

23. Наиболее горячие сторонники скорейшего проведения выборов дали миссии конкретные ответы на вопросы, поднятые иракцами, выступающими против проведения выборов к 30 июня 2004 года. В подтверждение этих ответов они представили миссии документы, подготовленные рядом ученых и сотрудников министерства торговли, в которых обсуждается техническая сторона выборов и указываются возможные способы подготовки списков избирателей. Их предложение предусматривало использование при подготовке списков избирателей базы данных по «государственному распределению» (или карточной системе), которая использовалась в рамкам программы «Нефть в обмен на продовольствие». Все иракцы, имеющие право участвовать в выборах, были разбиты на три категории: а) иракцы, имеющие продовольственные карточки и включенные в базы данных, ведущиеся министерством торговли и Мировой продовольственной программой (МПП) (применительно к жителям северных мухафаз); b) иракцы, проживающие за пределами Ирака; и с) иракцы, не имеющие продовольственных карточек и не включенные в базы данных. Предложение предусматривает следующий режим в отношении этих трех общих категорий:

а) что касается первой группы (иракцев, зарегистрированных в программе), то, как считают авторы предложения, существующая база данных, находящаяся в ведении министерства торговли, содержит информацию по примерно 23,5 миллиона зарегистрированных жителей южных и центральных мухафаз Ирака. Кроме того, утверждается, что в рамках МПП зарегистрировано 3,5 миллиона жителей северных мухафаз. В плане предполагается, что информация, имеющаяся по каждому зарегистрированному жителю, позволяет составить точные списки избирателей в возрасте 18 лет и старше (около 13 миллионов человек) даже на уровне мелких административных единиц, которые могли бы выступать в роли избирательных округов. Как утверждают сотрудники министерства, достоверность информации, содержащейся в этой базе данных, весьма высока и применительно к центральным и южным мухафазам превышает 98 процентов, а в отношении северных мухафаз также можно достичь аналогичной точности данных. Кроме того, сотрудники министерства торговли утверждают, что, используя специализированные программы обработки баз данных, они могли бы еще больше повысить точность записей и устранить случаи двойной регистрации на уровне мухафаз и на общенациональном уровне;