Политический переходный процесс в Ираке: доклад миссии по установлению фактов, страница 14

11. Кроме того, никакую схему пропорционального представительства на общенациональном уровне невозможно разработать снизу доверху нескоординированным образом. Такой подход может привести к перепредставленности мелких групп и группировок, потенциальной недопредставленности граждан, которые называют себя просто гражданами, и закреплению влияния традиционных и экстремистских групп на более умеренные группы. Это может также привести к насилию в ходе данного процесса, поскольку на местном уровне победят те, у кого зычнее голос, а это сделает процесс еще более шатким и укрепит людей во мнении, что принимаются произвольные решения.

Отсутствие единого подхода

12. С процедурной точки зрения, главный недостаток модели собраний заключается в отсутствии единого подхода, что ведет к крайней децентрализации и фрагментации. Нет никакого четкого определения процедур, которые будут применяться. Поэтому не существует никаких общенациональных последовательных процедур, а способы толкования и осуществления намерений в различных мухафазах могут быть самыми различными. Таким образом, эта модель не может гарантировать общей последовательности и согласованности. Поскольку эта модель основывается на полной децентрализации критериев и передаче всей полноты власти в отношении принятия решений организационным комитетам в 18 мухафазах, так что при этом не будет никаких общих критериев или общих регламентирующих рамок, то, как представляется, этот процесс неизбежно будет считаться произвольным и нетранспарентным.

13. Единственным официальным общим критерием при проведении районных собраний в соответствии с Соглашением является число представителей, поскольку «… каждый член представляет 100 000 граждан в соответствии с общей переписью населения». Это само по себе создает проблему, поскольку цифры, полученные в результате последней переписи населения (в 1997 году), широко оспариваются. Если подходить к этому вопросу с политической точки зрения, то можно ожидать, что местные элиты, а следовательно и организационные комитеты в каждой мухафазе, попытаются завысить численность своего населения. Как отмечалось выше, не существует никакого центрального органа и никакой процедуры для разрешения споров между различными организационными комитетами в связи с «войной чисел», которая затем разразится.

Модель собраний: окончательная оценка

14. Вследствие широко распространенной озабоченности по поводу сложности и кажущейся произвольности модели собраний она породила такую массовую оппозицию, что на данном этапе она представляется политически неприемлемой. Кроме того, в своем нынешнем виде модель собраний, видимо, уже не является практически осуществимой в установленные сроки. Они и без того уже очень жесткие; времени едва хватит на реализацию этой модели, и не остается никаких возможностей для маневра на случай непредвиденных обстоятельств, которые могут задержать этот процесс. Вследствие сложности таких механизмов избрания подготовительный процесс должен был бы уже далеко продвинуться к настоящему моменту. Попытки «освежить» собрания в мухафазах показали, что это процессы, отнимающие много времени, которые подчас трудно направлять и осуществлять при наличии жестких сроков. Из этого следует, что избрание Переходной национальной ассамблеи по системе собраний на данном этапе невозможно и по политическим, и по техническим причинам.

B. Корректировка модели собраний

15. В целях совершенствования модели собраний была предусмотрена возможность внесения многих коррективов. Эти коррективы, которые касались самых различных моментов — от изменения роли и членского состава организационных комитетов до поощрения более широкого участия, — были направлены на устранение некоторых главных факторов, являющихся камнем преткновения в первоначальном предложении; в частности, речь идет об отсутствии единого подхода, о том, что такая система воспринимается как нетранспарентная, и о возможности манипулирования.