Политический переходный процесс в Ираке: доклад миссии по установлению фактов, страница 22

44. Для того чтобы избранный орган был представительным, необходимо определить базу такого представительства. В ходе проведенных миссией обсуждений выявилось, что, по общему мнению, в основе представительства должны лежать территориально определенные районы. Вместе с тем не удалось прийти ни к какому согласию в вопросе о том, каким должен быть уровень такого территориального представительства; иными словами, какой должна быть «единица представительства», определяющая низовой избирательный округ. В этой связи иракские участники дали самые разные ответы, варьирующиеся от общенационального уровня представительства до уровня отдельных районов в рамках мухафаз.

45. С точки зрения облегчения скорейшего проведения выборов представляется, что чем больше единица представительства, тем легче и, соответственно, быстрее организовать выборы. И наоборот, чем меньше единица представительства, тем сложнее процедуры организации избирательного процесса и тем больше времени требуется для подготовки и проведения выборов. Применительно к Ираку тот факт, что границы мухафаз не вполне совпадают с административными структурами (наглядным примером является район проживания курдов), осложняет дело и является аргументом в пользу выбора более мелкой единицы представительства. И наконец, если будет принято решение использовать избирательные округа, не совпадающие с существующими административными границами, то в этом случае необходимо будет провести пересмотр границ избирательных участков, что, вероятно, займет много времени и приведет к возникновению других политических осложнений в связи с внушающими доверие демографическими оценками.

46. С вопросом единицы представительства непосредственно связан вопрос размеров ассамблеи и соответствующего числа избираемых представителей. В ходе многочисленных собеседований миссия по установлению фактов выявила, что, согласно широко распространенному мнению, в ассамблее должно быть по одному представителю от каждых 100 000 иракцев. Поскольку сейчас население Ирака составляет, по оценкам, 27 миллионов человек, это означает, что будущая ассамблея будет состоять из примерно 270 членов. В этой связи возникает вопрос: как число представителей будет соотноситься с единицей представительства? Если будет принято решение использовать более крупный избирательный участок (такой, как мухафазы), то от каждого избирательного округа будет, несомненно, избираться по несколько представителей. И наоборот, если будут выбраны одномандатные округа (как сообщили миссии несколько человек, именно так традиционно проводились выборы в Ираке), то необходимо будет определить новые избирательные участки, что, как указывалось выше, потребует пересмотра их границ.

47. Коротко говоря, одним из наиболее деликатных вопросов, требующих согласия различных сторон, является вопрос об определении представительской единицы. С практической точки зрения применительно к выборам использование более крупных установленных административных подразделений было бы наиболее целесообразным вариантом. Тем не менее главный вопрос состоит в том, является ли этот вариант приемлемым с политической точки зрения и в какой степени он оправдает надежды различных иракских сторон.

Сколько потребуется голосов для получения мест?

48. Основная озабоченность в связи с любыми выборами заключается в форме представительства, трансформирующей голоса в места для представителей. Будет ли использоваться мажоритарная система или система пропорционального представительства? Если будет сделан выбор в пользу пропорционального представительства, то какая будет использоваться формула для распределения мест? Будет ли использоваться система компенсационных мест (в пользу представленности меньшинств)? Будут ли существовать какие-либо квоты для гарантирования представленности меньшинств?