Политический переходный процесс в Ираке: доклад миссии по установлению фактов, страница 23

49. Вопросы, касающиеся формы представительства, в конечном счете связаны с основой представительства, обсужденной выше. Исторически в Ираке использовалась необычная формула «блокового голосования», т.е. многомандатная мажоритарная система. В ходе обсуждений с различными группами вскрылось широкое расхождение во мнениях иракцев относительно рекомендуемой формы представительства. С одной стороны, несколько иракцев рекомендовали исторически сложившуюся практику применения мажоритарной системы (хотя не совсем ясно, имели ли они в виду блоковую систему или систему «первого пришедшего к финишу»); с другой стороны, некоторые настаивали на том, что во имя примирения и обеспечения полного участия предпочтение следует отдать системе пропорционального представительства.

50. Если предпочтение будет отдано системе пропорционального представительства, то основная единица территориального представительства должна будет быть скорее больше, чем меньше. Однако если будет выбрана такая система, потребуется достичь дальнейшего консенсуса в отношении определения используемой формулы, а также соглашения по таким вопросам, как пороги, квоты для групп меньшинств, и другим смежным вопросам. Кроме того, система пропорционального представительства сама по себе будет способствовать повышению роли политических партий, в то время как мажоритарная система отдавала бы предпочтение индивидуальным кандидатам (что исторически присуще Ираку). С учетом вышеизложенных соображений возникает вопрос о том, кто может принимать участие в процессе выборов.

Кто может принимать участие в процессе?

51. Во время любых выборов в переходный период основным дискуссионным вопросом является определение критериев соответствия предъявляемым требованиям участников, в основе которых лежит принцип всеобщего и прямого голосования. Что касается избирателей, то важно достичь согласия относительно основных критериев применительно к праву голоса. Международные стандарты в общем признают гражданство, возраст и местонахождение в качестве надлежащих критериев, способствующих определению избирательных прав. Несмотря на кажущуюся простоту этих критериев, в ходе обсуждений выявилось, что такое определение вызывает споры среди большинства людей, с которыми общались члены миссии, за исключением возраста, который, по общему согласию, составлял 18 лет.

52. Законодательство о гражданстве в Ираке с исторической точки зрения носило относительно ограничительный характер, особенно применительно к случаю иракцев, которые приняли второе гражданство. Нынешнее состояние законодательства по вопросу о гражданстве не является совсем ясным, и Руководящий совет Ирака (многие члены которого не считались бы иракцами согласно действующим законам) утвердил новый закон о гражданстве; тем не менее Коалиционная временная администрация не может ввести его в действие, поскольку в таких вопросах она связана положениями Женевских соглашений. Так или иначе, если будет достигнуто соглашение по вопросу о выборах, не будет необходимости в юридическом урегулировании вопроса о гражданстве, однако потребуется политический консенсус, для того чтобы разъяснить вопрос о том, кто имеет право голосовать.

53. Критерий местонахождения/места жительства также был одним из деликатных вопросов в ходе технических обсуждений миссии. Главным образом, вопрос о положении иракцев за пределами страны, как изгнанников, так и беженцев, вызвал разную реакцию. Большинство из лиц, с которыми беседовали члены миссии, настаивали на том, что находящиеся за рубежом иракцы должны иметь право голосовать, но при этом практическим последствиям такого варианта уделялось мало внимания. Где и как они должны голосовать? И что более важно, от какого избирательного округа они должны голосовать? В этой связи также возник вопрос о том, кто имеет право голосовать и в каком избирательном округе. Если весь Ирак будет рассматриваться в качестве единого избирательного округа, то в этой связи не возникнет никаких проблем; однако это не позиция большинства, которое, как разъяснялось ранее, надеется на определенную форму территориальной представленности на более низком уровне. Что касается иракцев за рубежом, то необходимо будет принять решение о том, от какого округа следует им голосовать: от их места происхождения (что создаст огромные практические проблемы) или же следует создать новый особый избирательный округ для обеспечения представленности находящихся в изгнании иракцев.