Политический переходный процесс в Ираке: доклад миссии по установлению фактов, страница 6

24. Как указывается в подробном техническом докладе, содержащемся в добавлении II к настоящему докладу, для проведения выборов потребуется минимальный подготовительный срок примерно в восемь месяцев после создания правовых рамок. Если работа начнется сразу же и если требуемый политический консенсус будет достигнут относительно быстро, можно будет провести выборы к концу 2004 года. С учетом этого будет ли необходимо избирать через два или три месяца конституционную ассамблею? Большинство иракцев, с которыми встречалась миссия, были твердо убеждены в том, что одна единственная ассамблея может вполне выступать и как законодательная, и как конституционная ассамблея. Это никак не скажется на графике, установленном для завершения работы над конституцией.

25. Многие собеседники говорили о необходимости выработки новых идей в отношении более всеохватывающего и транспарентного переходного процесса, ведущего к созданию временного правительства национального единства. В этом контексте многие иракцы подчеркивали также, что нужно правительство, созданное на широкой основе и не базирующееся на квотах, правительство, которое в идеале будет прежде всего состоять из компетентных технократов.

26. На местах высказывалось множество других идей. Высказывались некоторые соображения насчет того, чтобы продлить срок деятельности существующего Руководящего совета, с тем чтобы он мог действовать как промежуточная администрация в период между 30 июня 2004 года и национальными выборами, или чтобы расширить его (со 150 до 200 членов), с тем чтобы он выступал как переходный законодательный орган, который будет выбирать временное правительство. Некоторые иракцы настоятельно призывали Организацию Объединенных Наций серьезно подумать над идеей национальной конференции, высказываемой в Ираке уважаемыми иракскими деятелями. Они считают, что, пригласив делегатов от всего иракского общества, национальная конференция явится более законным средством создания переходного правительства. Они признавали, что она не будет полностью демократичной, но доказывали, что, тем не менее, она будет всеохватывающей и будет основываться на широком участии. Необходимо будет разработать критерии и правила процедуры в отношении того, кто будет в ней участвовать, однако, как правило, на национальную конференцию приглашаются все политические и социальные круги и она действует на основе демократической транспарентности. На конференции будет разработан набор принципов, регулирующих переходный период ( не конституция), и будет достигнута договоренность о временном правительстве национального единства.

27. Другие считали, что национальная конференция может быть форумом для внесения поправок в проект Основного закона и для его одобрения. В зависимости от ее правил процедуры и того, как она будет функционировать, некоторые указывали на возможность того, что эта конференция может быть позднее преобразована во временную национальную ассамблею. Ряд иракцев высказывали мысль о том, что Организация Объединенных Наций могла бы содействовать процессу формирования консенсуса, ведущего к договоренности о национальной конференции, и могла бы затем созвать эту конференцию.

28. Другие выступали за более мелкий форум или «круглый стол» с участием главных политических, профессиональных, религиозных и других самобытных групп, представляющих иракское общество во всем его многообразии, с целью достижения консенсуса о создании промежуточного органа власти для руководства переходным процессом после 30 июня 2004 года с уделением особого внимания избирательному и конституционному процессам. Согласно этой точке зрения, «круглый стол» может привести к разработке заслуживающих доверия промежуточных мер, предусматривающих защиту прав человека и широкий процесс выработки конституции.