Политический переходный процесс в Ираке: доклад миссии по установлению фактов, страница 4

14. К ним относятся, например, такие вопросы: что должно быть включено в Основной закон, разрабатываемый в настоящее время? Какие институты должны быть созданы в течение переходного периода? Какого рода федерализм должен быть принят и когда? Какими полномочиями должно обладать временное правительство после 30 июня 2004 года? Какого рода отношения должны существовать между национальной ассамблеей, предусмотренной в Соглашении, и конституционной ассамблеей, которая будет выбрана в марте 2005 года? Каков будет статус коалиционных сил после 30 июня 2004 года? Это лишь несколько из десятков вопросов, которые могут быть надлежащим образом урегулированы только после принятия решения о выборах.

15. Тем не менее в Соглашении содержатся конкретные детали, касающиеся ключевых положений Основного закона и устанавливающие обязательства для будущих законодателей. Если говорить конкретно, Руководящий совет должен разрабатывать Основной закон в «тесной консультации» с Коалиционной временной администрацией. Как явствует из Соглашения от 15 ноября, Основной закон должен включать «сферу деятельности и структуру суверенной переходной администрации Ирака», а то, о чем договорятся Руководящий совет и Коалиционная временная администрация, «не может быть изменено». Основной закон должен также конкретизировать «органы национальной структуры», «процесс, посредством которого будет происходить отбор людей в эти органы» и «критерии для кандидатов», в число которых могут входить члены Руководящего совета. По сути дела, Руководящий совет и Коалиционная временная администрация должны разработать, а также одобрить проект временной конституции. Некоторые иракцы отмечали, что Руководящий совет будет обладать правом определять структуру национальных политических органов и что возникает явный конфликт интересов, если члены Руководящего совета должны будут установить критерии для их собственного участия в этих будущих институтах.

16. Кроме того, в Соглашении говорится о федеральном иракском государстве, разделении и конкретизации полномочий, осуществляемых центральными и местными органами, билле о правах, который также касается легислатуры, механизме судебного надзора и дате истечения срока действия; эти вопросы не обсуждались с иракским народом и его избранными представителями и не были согласованы с ними. Хотя в Соглашении говорится, что график будет установлен в Основном законе, Соглашение уже устанавливает ключевые даты этого процесса: одобрение Основного закона — 28 февраля 2004 года, выборы в переходную ассамблею — к 31 мая 2004 года, признание этой ассамблеи и роспуск Коалиционной временной администрации — к 30 июня 2004 года, выборы в конституционное собрание — к 15 марта 2005 года и предельный срок для выборов национального правительства — 31 декабря 2005 года.

17. В Соглашении также имеется раздел, посвященный неконкретизированным мерам безопасности, который дает «широкую свободу действий» коалиционным силам с целью обеспечения безопасности. Самое важное заключается в том, что оно связывает будущее временное правительство еще не известными соглашениями, заключенными между Коалиционной временной администрацией и Руководящим советом. Во время работы миссии многие иракцы подчеркивали, что только законное переходное или избранное правительство должно договариваться о любых двусторонних мерах безопасности с Коалицией. Они считают, что все остальное было бы незаконным и создавало бы впечатление о том, что процесс достижения договоренностей по вопросам безопасности не является ни транспарентным, ни отчетным.