Политический переходный процесс в Ираке: доклад миссии по установлению фактов, страница 27

66. В значительной степени технические требования определяют временные рамки для подготовки и проведения выборов. Что касается сроков со строго административной и материально-технической точек зрения, то существует возможность определить общие сроки для выборов. Тем не менее необходимость во времени для подготовки обусловливается не только административными и материально-техническими требованиями для подготовки выборов, но и политическими приоритетами, делающими этот процесс предметным (например, создание условий для институционального развития политических движений и выражения политической воли).

Безопасность и другие социальные факторы

67. Поскольку выборы не являются исключительно техническим процессом, необходимо обеспечить наличие нескольких социально-политических условий для проведения вызывающих доверие выборов с приемлемыми результатами. Поэтому социально-политический контекст также играет существенно важную роль для сроков проведения выборов. В нынешнем иракском контексте один из основополагающих элементов, препятствующих созданию атмосферы, способствующей проведению вызывающих доверие выборов, заключается в нестабильности положения в области безопасности. Существует необходимость обеспечения безопасных условий, с тем чтобы можно было провести требуемую подготовку и обеспечить добросовестность кандидатов, партий, сотрудников избирательных органов и объективность избирательных материалов.

68. Отсутствие безопасности может привести к крупным беспорядкам, которые подорвут процесс управления выборами, изменят установленные сроки и поставят под угрозу общее доверие к этому процессу. Не менее важным, однако, является наличие условий, позволяющих уважать политические права кандидатов, партий и избирателей, что дает возможность свободного проведения избирательной кампании и свободного волеизъявления. Хотя переходные условия не всегда являются наиболее благоприятными для проведения вызывающих доверие выборов, необходимо обеспечить минимальные условия для того, чтобы процесс был успешным и чтобы его результаты были признаны всеми сторонами. Поэтому безопасность является одним из главных обусловливающих факторов, обеспечивающих легитимность процесса. Существующие условия, когда большая часть населения испытывает страх и беспокойство, в настоящее время являются одним из основных препятствий для успеха выборов. Наличие боевиков (особенно если они связаны с политическими движениями) также станет источником принуждения и запугивания, что будет подрывать политическую авторитетность всего этого процесса.

Минимальные сроки

69. Что касается стран с аналогичными Ираку условиями и характеристиками, то можно сказать, что минимальный срок для подготовки вызывающих доверие выборов в переходный период, включая проведение специальной регистрации избирателей, составляет не менее восьми месяцев после того, как будут обеспечены три условия, указанные выше. Это означает, что к этому времени политические соглашения должны получить формальное отражение в избирательных рамках. Кроме того, необходимо будет создать функциональный орган по управлению выборами и выделить необходимые ресурсы. Разумеется, предполагается, что в течение этого периода положение в области безопасности существенно улучшится, настолько, что это позволит гарантировать целостный характер деятельности в рамках выборов и политическое доверие к процессу.

Е. Вывод

70. На определение сроков проведения вызывающих доверие выборов в Ираке главным образом будут влиять политические, технические условия и положение в области безопасности. При нынешних обстоятельствах и в предвидении постоянного улучшения положения выборы в Ираке могут быть запланированы через восемь месяцев после даты достижения основных договоренностей, функционирования избирательного учреждения и наличия ресурсов. Например, для проведения выборов в январе 2005 года необходимо, чтобы эти условия были созданы к концу  мая 2004 года. По оценке миссии, это позволило бы провести в Ираке выборы, вызывающие доверие и объединяющие население.