Политический переходный процесс в Ираке: доклад миссии по установлению фактов, страница 21

39. Для успешного осуществления этого плана, требуется как можно скорее разработать процедуру и установить сроки проведения выборов. Соответственно, чрезвычайно важно как можно скорее определить минимальное время, которого потребует организация вызывающих доверие выборов. В странах с прочными демократическими традициями время, которое требуется на подготовку и проведение выборов, легко оценить, поскольку в них уже создана правовая и организационная база. Кроме того, в ситуациях, когда в стране уже существуют избирательные механизмы и накоплен опыт их использования, выполнение плана проведения выборов в соответствии с достаточно четким графиком требует предварительного внесения лишь небольших изменений. В переходных ситуациях избирательный процесс обычно приходится начинать с нуля, определяя и готовя необходимые элементы, позволяющие приступить к подготовке и проведению выборов.

40. Определить приблизительные сроки организации переходных выборов с достаточной степенью достоверности удастся лишь после того, как будут выполнены три главных условия: a) создана правовая база; b) создана организационная база; и c) мобилизованы требуемые ресурсы. К тому же трудно оценить, сколько времени потребуется на выполнение этих предварительных условий, поскольку они сопряжены с формированием политического консенсуса, необходимым для того, чтобы эти выборы вызывали доверие. Указанные предварительные условия, а также различные аспекты, определяющие возможный график скорейшего проведения выборов, подробно рассматриваются ниже.

B. Политические договоренности и избирательная система

41. Избирательная система определяет правила избирательной кампании и отражает принципиальные политические договоренности, достигнутые всеми заинтересованными участниками. В странах с прочными демократическими традициями эти договоренности обычно закреплены в правовой базе (конституции, законах и положениях), регулирующей избирательный процесс. В переходный период, характеризующийся отсутствием действующей избирательной системы, этих договоренностей приходится достигать заново. После этого необходимо официально оформить согласованные процедуры, с тем чтобы обязать всех участников соблюдать положения, которые будут составлять избирательную систему для данных выборов. В отсутствие этих базовых политических договоренностей определить сроки проведения выборов или серьезно приступать к подготовке к выборам невозможно.

42. Для переходного периода характерна проявляющаяся среди национальных участников склонность апеллировать к действовавшим в прошлом законам, которые, возможно, более не применимы. Важное значение в этой связи имеет задача определения того, насколько удалось достичь общего согласия в отношении избирательных процедур на основе переговоров и консенсуса, а при отсутствии такого согласия — как можно достичь указанных договоренностей иным способом. Важно, чтобы эти первые договоренности носили достаточно общий и принципиальный характер, с тем чтобы не поставить в тупик избирательный орган. В этом смысле избирательная система устанавливает стратегическую направленность процесса, но при этом наделяет избирательный орган полномочиями, позволяющими ему самостоятельно выбирать способ выполнения этих решений. Таким образом, избирательная система может быть официально оформлена несколькими способами, однако ее развитие происходит на основе решений и процедур избирательного органа.

43. Минимальная избирательная система должна включать основополагающие договоренности о базе и форме представительства (избирательной системе), критериях, определяющих право участвовать в голосовании, законе о выборах и законе о политических партиях. Эти основополагающие договоренности должны содержать ответы на четыре главных вопроса, определяющих избирательные процедуры: что избирается? как этот орган избирается? кто может участвовать в выборах? и кто будет организовывать и регулировать процесс выборов?

Что избирается?