Политический переходный процесс в Ираке: доклад миссии по установлению фактов, страница 13

7. Соглашение гласит, что члены Переходной национальной ассамблеи должны избираться районными собраниями. Этот план был разработан на основании убежденности в том, что прямые выборы до крайнего срока — т.е. до 30 июня 2004 года — невозможны и что первое демократическое правительство в Ираке должно быть избрано в соответствии с новой конституцией, разработанной иракцами. Кроме того, предлагаемая модель собраний имела свои прецеденты в современной истории управления в Ираке. Это предложение относительно проведения собраний было основано на аналогичных процедурах, применяемых на уровне мухафаз и местных органов власти, поэтому считалось, что это такой подход, с которым иракцы довольно хорошо знакомы. В этом свете представлялось, что выборы членов Переходной национальной ассамблеи по системе собраний предпочтительнее, чем прямое назначение Руководящим советом Ирака.

8. Разработанная модель проведения собраний предусматривала четыре этапа: а) назначение 15 членов Организационного комитета в каждой из 18 мухафаз по следующей системе: пять членов избираются Руководящим советом Ирака, пять — Советом мухафазы и пять — местными советами пяти крупнейших городов данной мухафазы; b) выдвижение кандидатур участников собрания; с) выбор участников каждого собрания Организационным комитетом по сверхмажоритарной системе, при которой для утверждения кандидатуры необходимо не менее 11 голосов из 15; d) избрание представителей в Переходную национальную ассамблею каждым собранием с соблюдением следующего соотношения: по одному представителю от каждых 100 000 граждан. Все положения, регулирующие этот процесс, должны быть включены во Временный административный закон (ранее назывался «Основным законом»).

Оценка модели собраний

9. После обнародования Соглашения план проведения собраний встретил широкую оппозицию со стороны многих слоев иракского общества. Миссия может засвидетельствовать, что во время ее пребывания в стране большинство людей, с которыми она консультировалась, возражали против избрания членов Переходной национальной ассамблеи по методу собраний. Кроме того, стало ясно, что применение системы собраний на местном уровне еще не означает, что она будет приемлемой на общенациональном уровне. Люди, излагавшие свои мнения членам миссии относительно модели собраний, неизменно указывали также на недостаточную транспарентность и простоту этой системы, а в условиях общего недоверия это лишь закрепляет широко распространенное среди иракцев мнение о том, что этим процессом манипулируют. Уже в силу самого членского состава организационных комитетов их рассматривают как марионеток Коалиционной временной администрации.

10. Такое восприятие процесса проведения районных собраний контрастирует с публично декларируемой политикой Коалиционной временной администрации, которая заявляет, что она не хочет играть видимой роли в процессе отбора участников собраний или во внутренних рабочих процедурах собраний. Однако вследствие отсутствия надзорных органов, которые могли бы заслушать апелляции и укрепить убежденность в справедливости всего процесса, создается такая ситуация, в которую Коалиционная временная администрация, возможно, будет вынуждена вмешиваться. Поскольку каждому Организационному комитету позволено «достигать баланса между различными группами» при установлении своих стандартов и критериев отбора и поскольку понятие «различные группы» не имеет четкого определения, организационные комитеты могут самостоятельно определять соответствующие группы среди местного населения. Это создает также условия для давления различных элит на организационные комитеты, направленного на обеспечение включения этих элит в список различных групп, которые должны быть представлены, и усиливает широко распространенные опасения, что члены иракских советов (как на общенациональном уровне, так и на уровне мухафаз) могут оказывать чрезмерное влияние на организационные комитеты и использовать их в качестве инструмента для отсечения конкретных людей и групп.