Политический переходный процесс в Ираке: доклад миссии по установлению фактов, страница 3

9. Вместе с тем с нынешней ситуацией связано также серьезное восприятие истории. В общине суннитов и среди светской элиты существуют представления о том, что они являются свидетелями решающего изменения в балансе сил, в результате которого они потерпят проигрыш в создаваемых новых политических механизмах. Многие шииты чувствуют ответственность за то, чтобы не допустить повторения событий 1922 года, которые, как они считают, положили начало процессу отстранения их от власти и их преследования. Они считают своей обязанностью исправить это и обеспечить политическое освобождение общины шиитов. В общине курдов осознают, что они добились многочисленных завоеваний с начала 80?х годов и после первой войны в Заливе, однако они опасаются, что новые механизмы будут созданы за счет того, что они имеют сейчас. Тем временем группы меньшинств боятся, что мажоритарная система поставит их в крайне неблагоприятное положение, а женские группы обеспокоены тем, что успехи, достигнутые при светских режимах прошлого, находятся под угрозой вследствие новой системы, в которой доминируют партии, базирующиеся на религиозной основе. Примером этого является принятое в декабре 2003 года решение Руководящего совета Ирака отменить гражданский кодекс и поставить семейное право под юрисдикцию религиозной доктрины. Это решение не установлено в законодательном порядке, однако женщины рассматривают его как зловещее указание на то, что может произойти в будущем.

10. Эти события вызывают одновременно ожидания, страхи, напряженность и недоверие. Есть основания надеяться на то, что политическая динамика в Ираке может превратиться в импульс для формирования консенсуса относительно новой всеохватывающей системы управления, которая удовлетворяет чаяния в отношении политического освобождения и расширения полномочий, но которая в то же время ограждает от мажоритарной политики и защищает права меньшинств и других самобытных групп в рамках общенационального образования. Однако если все субъекты — иракцы и неиракцы — не смогут безотлагательно решить самые насущные проблемы, включая положение в области безопасности, то скрытая напряженность может усугубить существующие потенциальные возможности для гражданских распрей и насилия. Все должны напряженно работать для того, чтобы не допустить эскалации межобщинного насилия и содействовать медленному, напряженному процессу укрепления доверия и созданию импульса для дальнейшего сотрудничества.

III. Соглашение от 15 ноября и процесс перехода к новой форме управления

11. Политическая ситуация в Ираке находится на еще одном распутье. 15 ноября 2003 года Коалиционная временная администрация и Руководящий совет подписали соглашение о политическом процессе для ускорения передачи Коалиционной временной администрацией суверенитета иракской администрации к концу июня 2004 года. Политические события, связанные с этим Соглашением, служат тем контекстом, в котором работала миссия Организации Объединенных Наций по установлению фактов.

12. Соглашение от 15 ноября определяет условия для роспуска Коалиционной временной администрации с передачей власти новой переходной ассамблее и временному правительству. Однако ведущие иракские деятели, включая многих членов самого Руководящего совета, и ряд политических и религиозных групп выступают против предлагаемого для избрания переходной ассамблеи процесса выборов на основе собраний. Многие, включая аятоллу Систани, требовали прямых всеобщих выборов и утверждали, что до 30 июня 2004 года можно организовать заслуживающие в разумной степени доверия выборы.

13. Хотя многие иракцы высказывают сомнения в отношении легитимности и законности Соглашения от 15 ноября, следует, однако, отметить, что большинство иракцев, с которыми беседовала миссия, подчеркивали тот факт, что это соглашение отвечает пожеланиям иракского народа в отношении быстрого перехода, который приведет к созданию временного правительства, восстановлению суверенитета Ирака и роспуску Коалиционной временной администрации. Высказываются большие оговорки в отношении некоторых положений Соглашения. Однако прения поляризовались вокруг вопроса о выборах, вызывая серьезную напряженность, которую необходимо устранить до того, как можно будет провести какие-либо значимые обсуждения по весьма важным еще не решенным вопросам существа.